Найти тему
norD79

Большая Глина - большие споры

Оглавление
Фото найдено в интернете
Фото найдено в интернете

Современное искусство уже не ставит задачи отображения реальности. Нам не нужна дотошная достоверность, зеркалирование, все равно фотоаппарат справляется с такой задачей лучше. Изобразительное искусство создается чтобы показывать чувства и эмоции автора, или на очередной итерации восприятия, вызывать эмоции у зрителя. Поэтому скульптура «Большая глина №4» достаточно скандального художника Урса Фишера (Urs Fischer) может быть оценена лишь как сверхуспешная. Эта композиция в московской тусовке затмила в новостном поле и разбившиеся самолеты российского производства и военный переворот в Афганистане.

При анализе этой работы мы разберем три плана – идея композиции и ее значение для автора, для господина Михельсона и для широкой публики для города.

С точки зрения автора

Эта работа достаточно банальна и проста. Большая глина №4 (Big Clay 4) – это отражение амбиций творца, который хочет создать большое произведение, скорее даже значимое. Но в процессе визуализации великое и значимое отображается с помощью большого. Возможно, у автора большие надежды на создании нового шедевра. Глина – естественный материал для созидания. Таким образом подчеркивается роль скульптора, как творца, которые из бесформенных мягких кусочков изваяет новый объект. Конечно, тут не подошел бы гранит или мрамор – популярные у скульпторов материалы – ведь работа с ними, по сути, разрушение, усекновение. Точно также не подойдет и литье из бронзы – ведь отливка – это отражение… и металл для него все равно должен быть сначала разрушен, расплавлен.  И лишь глина дает полное совпадение с идеей творения, когда скульптор деформирует, преобразовывает лишь форму, а структура материала «соль и смысл» остаются неизменными. Он создает дополнительную ценность, внося вклад своим сердцем и руками, хотя материал можно вернуть в исходное состояние. В этом и есть идея художника – своим творчеством задеть те нервы у чувства зрителя, которые дадут нам новые эмоции и ощущения, повысят ценность ощущений, не разрушая наше мировоззрение. С «4» тоже все не очень сложно. В европейской и славянской культуре всегда дается три попытки, чтобы достичь результата, даже на соревнованиях призовыми являются первые три места. Получается, что скульптор относится к себе с юмором, он намекает этим числом зрителям, что его великое творение уже не будет иметь успеха, ведь шанс на призовое место он упустил. С другой стороны, это число намекает нам на упорство автора, возможно даже излишнюю целеустремленность, упёртость, когда он не бросает заведомо проигрышное дело, а вновь и вновь пытается вылепить свое послание миру. А у китайцев число 4 является несчастливым, созвучно слову «смерть», возможно скульптор намекает на бесперспективность попыток создать что-то по-настоящему значимое.

Ярко выраженные папиллярные линии намекают зрителю, что каждый может оставить свой след, даже не создав ничего восхитительного и потрясающего, но лишь обозначив свою попытку. Отметиться в профессии…

Михельсон и глина

Господин Михельсон номер 4 в Российской Федерации по богатству в этом году, король полуострова Ямал (как вам игра слов: «я мал» – «большая глина»; да и в слове Ямал 4 буквы). Именно его культурный фонд «V-A-C» получил в пользование отреставрированное бывшее здание электростанции. В здании ГЭС-2, у подножия которой выставлена скульптура – 4 контрастных трубы. По-моему достаточно нумерологии, чтобы объяснить выбор скульптуры с точки зрения мецената.

У этого артобъекта Москва – не место рождения, и даже не место первой экспозиции. Еще в 2015 году объект выставлялся в Нью-Йорке – на Манхеттене. Кстати у многих он там вызвал тоже спорные эмоции. В 2017 году композиция, вместе с другими работами автора выставлялась на центральной площади Флоренции. И только в 2021 прибыла в Москву.

Таким образом творчество в виде алюминиевой глины прошло путь от позднего модернизма к эпохе Возрождения и сейчас остановилось во внестилевом Путинграде.

Ох как хочется увидеть что-то здесь построенное в стиле неофутуризм, параметризм (био-тек), деконструктивизм, но где-нибудь на окраинах города. Но пока максимум, на что решаются творцы – немного хай-тека.  Мне кажется, вообще эко-деконструктивизм в центре Москвы должен стать ведущим современных трендом, ведь именно он отлично компонуется с большим количеством конструктивистских зданий города.

Фото скульптора
Фото скульптора

В каждом месте экспозиции скульптура играет разными оттенками. Если в деловом квартале Нью-Йорка она смотрится достаточно уместно, разбавляя унылый, монотонный поток люрекс стекол, то во Флоренции выглядит инопланетным кораблем, несоразмерным, гигантским, противостоящим мраморным героям прошлого.

Фото скульптора
Фото скульптора

В Москве же это творение смотрится удивительно соразмерно, ведь оно получило место у воды. Именно добавляя воду в глину, мастер получает возможность пластификации. А какая динамика формы! Серебристые волны темной реки перекликаются с темно-серебряными папиллярными линиями. Серое серебро – это цвет бизнеса, финансового мира. Серая набережная, серое здание ГЭС, крыша кинотеатра «Ударник» - всё гармонично и сбалансированно.

[caption id="attachment_8362" align="aligncenter" width="1920"] Фото кинотеатра до реконструкции набережной[/caption]
[caption id="attachment_8362" align="aligncenter" width="1920"] Фото кинотеатра до реконструкции набережной[/caption]

Оцените, как изменилось пространство! Наконец-то можно спуститься к воде и посидеть на ступеньках. Ура. Но точно не хватает деревьев. Кстати, при перестройке комплекса ГЭС деревья были вырублены, но новые пока не посажены. Возможно, отлично тут смотрелись бы серебристые голубые ели.

[caption id="attachment_8353" align="aligncenter" width="1369"] Фото - яндекс панорамы[/caption]
[caption id="attachment_8353" align="aligncenter" width="1369"] Фото - яндекс панорамы[/caption]

На фото четко видны красивые раскидистые кроны взрослых деревьев на набережной. Но это 2011 год.

Пока лишь можно заметить, что в худших традициях современной Москвы все вырубили, но ничего не посадили.

[caption id="attachment_8354" align="aligncenter" width="1280"] Фото: STSepeleff[/caption]
[caption id="attachment_8354" align="aligncenter" width="1280"] Фото: STSepeleff[/caption]

Сажать то у нас сажают, да что-то не тех. Деревья надо!

Кстати, в городском Гис сервисе Франкфурта есть реестр деревьев с привязкой на карту – можно посмотреть номер каждого дерева, его вид, относительный размер кроны и год посадки.

-7

Эх у нас бы такую карту в Москве. Наверное, у нас бы только следы от деревьев были на карте и дата вырубки.

По поводу критики объекта.

На базе ГЭС-2 фонд Михельсона – газового магната с севера (теперь понятны и светлая раскраска здания – напоминающая снег и голубые трубы – довольно толстый отсылка к бизнесу по добыче голубого топлива), собираются открыть арт-кластер. Тут будут и выставочные пространства, и, возможно, мастерские. Поэтому логично, что перед зданием установлен монумент, непосредственно связанный с процессом творчества. И тут потрясающий баланс – галерея еще в процессе становления – и скульптура – суть незаконченная работа.

Тут я соглашусь с критиком Григорием Ревзиным, упомянутым в статье Сноба.

По его словам, «Большая глина №4» появилась на Болотной набережной перед «ГЭС-2» не просто так: «<...> это центр искусств, то есть там художники. Скульптура перед фасадом репрезентирует то, чем в здании занимаются. Скульптор вот мнет глину, что-то видать слепит. Могли тюбик краски положить. <...>». «В замысле <...> это не было памятником, но здесь, в Москве, эта вещь, которая успела постоять в Нью-Йорке, а потом во Флоренции, неожиданно им стала — памятником единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей», — заключает Ревзин.

К доктору я бы советовал обратиться в первую очередь некоторым персонажам, упомянутым в тематической ленте Медузы:

Глава Общественного совета при министерстве культуры Михаил Лермонтов, который недавно объявил о планах проверить репертуар российских театров на соответствие стратегии национальной безопасности, тоже осудил установку «Большой глины». Он заявил, что общественные пространства Москвы должны быть «наряжены в наряды, соответствующие стратегии национальной безопасности». «Здесь же явное противоречие: стратегия говорит, что нужны условия для воспитания гармонично развитой личности, а эта фигура ни в коей степени не может быть таковой признана», — сказал Лермонтов.
Скульптор, академик Российской академии художеств Салават Щербаков заявил, что скульптура «оскорбительная и чужеродная для нас»

Я специально указал цитаты лишь профессионалов, потому что говорить о публике эмоциональной, говорливой, но неподготовленной немного нечестно. В этом права Ксения Собчак, указавшая на «ненасмотренность» невольной аудитории. Я бы даже сказал точнее. Мы страдаем от насмотренности не на то, что надо. Мы слишком редко видим глину, редко творим что-то, созидаем. А окружает нас дерьмо. Дерьмом обрызгивают машины пешеходов, дерьмо оставляют миллионы собаководов на газонах наших городов, за дерьмо нас считают власть предержащие. Вот и получается, что мы в любом непонятном объекте ищем знакомые образы, а эксклюзивное место в их череде занимает дерьмо. Может стоит задуматься об этом и пытаться созидать позитивное. Может в этом тоже провокативный месседж арт-объекта? Пробудить в нас тягу к прекрасному, через устыженность от возникающих фекальных ассоциаций?