Найти тему
173,4K подписчиков

Образование в Западной Европе и США во второй половине XX века

Научно-техническая революция, которая произошла во второй половине ХХ века на Западе, с одной стороны, сделала образование ненасильственным и ориентированным на интересы учеников. С другой, его получение стало залогом благосостояния и личного успеха. Образовательным трендам и реформам второй половины прошлого столетия посвящен 21 текст проекта «Удаленное образование».

Этот проект создается при поддержке АНО «ИРИ».

Научно-техническая революция, которая произошла во второй половине ХХ века на Западе, с одной стороны, сделала образование ненасильственным и ориентированным на интересы учеников.

В Западной Европе и США вместе с ростом престижа образования происходила его демократизация. Резко выросло количество учащихся в школах. Образование теперь могли получать как женщины (до этого всю эпоху Нового времени — XVI–XX века — шла борьба за возможность получения женщинами такого же образования, что было доступно мужчинам), так и социальные меньшинства (иностранные граждане, бедные слои населения). Спрос на образование превышал предложение. Это стало толчком к возникновению альтернативного образования.

Появились открытые университеты, где требования для поступления были минимальны или вообще отсутствовали. Плюс в них можно было учиться дистанционно. Первый открытый университет появился в Великобритании (1969), был учрежден самой королевой и существует до сих пор. Он так и называется — The Open University. После подобные университеты открылись в Германии (Хагенский заочный университет), Испании (Национальный университет дистанционного образования), Франции (Национальный центр дистанционного образования) и Канаде (Университет Атабаски).

С развитием компьютеров учебными пособиями стали видео и аудио, появилась должность тьютора (о том, как работают тьюторы в современных онлайн-университетах, рассказывал методист на веб-факультете Яндекс.Практикума Влад Кяуне в 12 ролике проекта «Удаленное образование»). И лишь малую часть программы открытых университетов занимали регулярные очные групповые семинары. На выбор специальности программа никак не влияла. Можно было изучать удаленно литературу, инженерное дело, право или поступить на факультет науки.

***

Фундаментом обновленной системы образования стала идея непрерывного образования (о том, как эта концепция трансформировалась в XXI веке, рассуждает директор по стратегическому маркетингу Яндекса Андрей Себрант в 21 ролике нашего проекта). Основные принципы новой системы сформулировал доктор педагогических наук Александр Джуринский:

образование должно быть ориентировано на индивидуальные особенности учащегося и его потребности;

образование должно быть доступно всем;

система образования должна быть гибкой;

у учащегося должен быть выбор куда поступать и какое образование получить.

В педагогическом процессе ведущим трендом стал детоцентризм, провозглашающий самобытность и самоценность детства. В детоцентризме ребенок считается ключом к познанию человека. Показателем культуры общества — отношение к ребенку в социуме. Все эти изменения — плоды предыдущих педагогов–реформаторов М. Монтессори, Л. Гурлитт, Э. Кей (подробнее о них вы можете прочитать в 18 тексте нашего проекта).

Особую роль заняли альтернативные школы. К ним относились:

билингвистические школы для детей мигрантов (большинство их было в Германии и Франции);

школы для детей, испытывающих затруднения в учебе;

авторские школы, где обучение и воспитание проходило по оригинальной педагогической системе (школы Г.Песталоцци, школы С.Френе);

школы, деятельность которых основана на идеях педагогов-реформаторов (М.Монтессори, Д.Дьюи).

***

К концу ХХ века во многих странах Европы и США вводится обязательное двенадцатилетнее школьное образование. До этого цифра варьировалась от трех до восьми лет. А также прописываются и принимаются государственные стандарты программ обучения. Перед этим проходят реформы национальных систем образования. Их целями было сделать образование ненасильственным для детей, естественным и мотивировать самих учащихся. Предполагалось создать единое пространство с преемственностью на всех ступенях системы образования. Любой человек при любом социальном, возрастном или территориальной положении должен был иметь возможность получить качественное образование.

В конце ХХ века страны Европы решают объединить накопленный опыт и создается «Европейский комитет профсоюзов образования» и другие органы, которые начинают заниматься разработкой и рекомендациями по «желательным изменениям» образования в национальных образовательных системах европейских стран.