Найти тему
НУАР-NOIR

Подчас не знали, что нельзя доверять роковым красоткам

Когда будете смотреть фильм «Время не ждет» (2010), то, скорее всего, вы окажется во власти ощущения того, что американские кинематографисты вдохновлялись советской лентой «Деловые люди» (1962) По крайне мере, первыми двумя эпизодами: «Дороги, которые мы выбираем» и «Родственные души». Хотя советская кинокартина была экранизацией рассказов О’ Генри, а в основе ленты, про которую мы сегодня будем рассказывать – новеллы Джека Лондона.

Этот фильм попал в поле нашего зрения, когда недавно один из читателей спросил: а были ли нуарные экранизации Лондона? Вопрос вполне оправданный, если учесть, что этот великий литератор начинал свой творческий путь с публикаций рассказов в прадедушке палпа - журнале «Чёрный кот». Где собственно также печатались, в том числе, криминальные писатели, включая Дэшила Хэммета.

Фильм «Время не ждет» сделан в виде нуар-антологии (вспоминайте сериал 1993 года «Падшие англы») три эпизода которой объединены общей для всех историй фигурой – весьма коварной и привлекательной Джоан Сетлиф. В каких-то случаях она является наводчицей, когда-то - случайной свидетельницей. А в некоторых ситуациях «переиграла саму себя».

Три разные истории, но в каждой из них есть оттенки мрачного криминала. Первая рассказывает о жуликах, которые успели ограбить мошенника. Из дома владельца ювелирного дома похищена уйма брильянтов, с которыми тот втихаря решил скрыться «за океаном», «кинув» своего делового партнера. Двое нищих грабителей внезапно стали обладателями фантастического для них состояния. И вы буквально чувствуете, как в воздухе повисает взаимное подозрение.

Ничто так не опасно, как изводящая душу мысль, что если бы не было подельников, то ЭТО ВСЕ было бы моим. Невольно вспоминается фраза из легендарного советского фильма «Свой среди чужих»: «Такое бывает лишь раз в жизни! И это нужно только одному, а не всем!» Понятное дело, добром подобные настроения не кончатся.

Испанский триллер, вдохновленный российским фильмом.

В высшей мере интересной кажется третья новелла, собственно и давшая название фильму. Точнее говоря, в «титул» обоих вынесено прозвище разбогатевшего на Клондайке Элама Харниша, который прибывает в Нью-Йорк. И здесь он выясняет, что на Уолт-стрит обитают персонажи не менее хищные, чем бандиты золотых приисков.

Откуда взялась культовая сцена из фильма «Эквилибриум»?

А теперь мы всё-таки дадим ответ на вопрос: почему эта кинокартина так напоминает советские фильмы? Дело в том, что хотя это и был дебют канадского режиссера, но вот ранее детство Санджар Султанов провел в СССР. Хотя в данном случае удивительно не это. А то обстоятельство, что бюджет в высшей мере качественного фильма (включая гонорар сериально-звездного Роберта Неппера) составил всего лишь 250 тысяч долларов (!!!) В данной части нашим кинематографистам есть чему поучиться.