В середине 90-х, обследуя подвал одного из домов у метро "Сокол", я нашел несколько попорченных водой коробок со стеклянными и пленочными фото-негативами. После разборки и просушки находок оказалось, что эти коробки - остатки личного архива профессионального фотографа Николая Дмитриевича Кубеева. Среди стеклянных негативов в основном были городские виды и репортажная съемка Москвы первой половины 1930-х годов. Причем запечатлены были знаковые события - снос Сухаревой Башни, стройка московского Метро, встреча Челюскинцев и т.п. Пленочные негативы оказались фотографиями обороны Москвы осени-зимы 1941 года, отснятыми в городе и на фронте в Подмосковье.
Первоначальный поиск информации об этом фотографе результатов практически не дал – удалось уточнить лишь то, что он был корреспондентом Фотохроники ТАСС, пошел добровольцем на самом начале войны в Московское Народное Ополчение и погиб в 1942 году. Со временем удалось уточнить некоторые моменты его биографии. Николай Дмитриевич Кубеев родился в городе Раменское Московской области 27 сентября 1910 года. В юности интересовался спортом, радиоделом, увлекался фигурным катанием и посещал фотокружок. В 1926 году закончил неполную среднюю школу в Марьиной Роще в Москве. Работал чернорабочим в МосКомунХозе, затем в типографии газеты «Правда».
В 1930 году Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС) стало одним из учредителей акционерного общества "Союзфото". В структуре этой организации функционировали агентства "Пресс-клише" и "Фотохроника". В 1938 году они были переданы в ведение ТАСС, а через год объединены под названием "Фотоклише ТАСС". С 1941 года "Фотоклише ТАСС" получило официальное название Фотохроника ТАСС.
С 1931 года Николай Кубеев работал фотокорреспондентом в Московском отделении "Союзфото", а с 1939 года стал фотографом "Фотоклише ТАСС". В периодической печати регулярно публиковались его фотографии и репортажи из разных точек Советского Союза, рассказывающие о жизни населения огромной страны. Много фотографировал Кубеев и в столице – известны серии его работ, посвященные празднованиям Первого Мая, годовщин Революции и другим знаменательным событиям того времени. В октябре 1941-го Николай Кубеев ушел на фронт добровольцем в составе 1-го стрелкового полка 3-й Московской Коммунистической Стрелковой Дивизии, сформированной из рабочих батальонов. В феврале-марте 42-го он служил красноармейцем в 371 стрелковом полку 130 стрелковой дивизии (в нее была переформирована 3 МКСД) на Калининском фронте. С апреля по июнь он штатный фотограф Политотдела 130 СД на Северо-Западном фронте. Его снимки публикуются в дивизионных газетах "На защите Москвы" и "Вперед, на Запад", а также в центральных газетах, так как он по-прежнему является фотокорреспондентом Фотохроники ТАСС и регулярно отправляет туда свои работы. В июне 1942 года Николай Кубеев получает первое командирское звание и назначается заместителем командира взвода пешей разведки по политчасти 157 Гвардейского Стрелкового Полка 53 Гвардейской Стрелковой Дивизии (после переименования 130СД) 53 Армии Северо-Западного фронта. 18 февраля 1943 года в ходе Демянской наступательной операции он получил тяжелое осколочное ранение. Потом последовало долгое лечение во фронтовых, а потом и в московских госпиталях. 26 апреля 1943 года гвардии лейтенант 157-го гвардейского стрелкового полка Николай Дмитриевич Кубеев за смелость, проявленную в боях, награжден орденом Красной Звезды. Николай Кубеев умер в Москве в мае 1944-го от последствий тяжелого ранения и был похоронен на Пятницком кладбище.
Начинаю показ фотографий, сделанных со стеклянных негативов Николая Кубеева. Для начала - 11 фотографий сноса Сухаревой башни, сделанных в марте-июне 1934 года с разных ракурсов и 2 фото Колхозной площади чуть более позднего времени.
В один из этих дней, запечатленных объективом Николая Кубеева, Владимир Алексеевич Гиляровский писал дочери:
Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.
Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещённая,
В груду развалин живых превращённая,
Все ещё вижу её я вчерашнею —
Гордой красавицей, розовой башнею…
В ночь на 11 июня 1934 года снос Сухаревой башни был завершён.
Посмотрите публикации, посвященные Николаю Кубееву и его фотографиям: