Откуда взялись герои фильма «Неуловимые мстители» и почему они так популярны?
Приключения четверки юных борцов с белогвардейцам вдохновили не одно поколение советских школьников. Отважный и неудержимый Данька, предприимчивая Ксана - чуть не единственная боевитая героиня-девчонка в советских фильмах, сдержанный умница-интеллигент Валерка, обаятельный гордый Яшка-цыган - ах, как вздыхали по нему старшеклассницы! А существовали ли они на самом деле?
Давайте начнем с повести «Красные дьяволята». Это одна из первых книг о Гражданской войне, написанная в поезде Кострома-Баку, который целый месяц полз к цели. Приходилось и голодать и холодать и в любую минуту ждать нападения бандитов - писатель Павел Бляхин не расставался с пистолетом ни на минуту. Сочинительство стало прекрасным способом отвлечься от тревоги. Скорее всего Бляхина вдохновляли приключения Капитана Сорви-голова и его боевых товарищей из авантюрного романа Буссенара. Наверняка перед глазами писателя вставали и младшие товарищи - гимназисты, подмастерья, дети рабочих, юные Гавроши революции.
Книгу Бляхина я бы не назвала шедевром- она проигрывает и «Зеленому фургону» и «Парусу одинокому» и «Артемке». В ней почти нет исторических реалий, документальных свидетельств, переживаний очевидцев. Одна игра в индейцев и бледнолицых у крестьянских детей чего стоит - на подобную витиеватую придурь хватало знаний только у гимназистов. Бляхин в гимназии не учился, но был учеником наборщика, а значит не только выучился грамоте, но и имел доступ к книгам - не только к Буссенару, но и к Майн Риду с Купером и прочим авантюрным романам. Это чувствуется в тексте:
- Очень просто, - зло ответил Мишка. - Мы опоздали с наступлением. Бледнолицые собаки предупредили нас. Это прошла первая цепь. Вот так влипли в историю! - Следопыт в затруднении почесал затылок.
Когда создавалось запутанное положение, Овод обычно находился скорее и нередко выручал из беды. Так случилось и на этот раз.
- Вот что, брат Следопыт, - тихо сказал он, - во что бы то ни стало мы должны предупредить наших, предупредить сию же минуту, иначе наш полк разгромят бледнолицые собаки.
Так что знаменитый жанр «истерна» - вестерна с басмачами или белогвардейцами вместо доблестных краснокожих, благородных ковбоев и коварной американской военщины - можно сказать был создан в 1921 году малоизвестным писателем Бляхиным. К слову в 1923 году был снят немой фильм «Красные Дьяволята», пользовавшийся огромной популярностью в 30е годы. Вместо китайчонка Ю-Ю там появился негр Том, с успехом занявший роль угнетаемого национального элемента.
У Кеосаяна же собрался совершенно политкорректный квартет - мальчик, девочка, нацменьшинство и интеллигент успешно заменивший иное меньшинство. В плане типажей режиссер очень грамотно попал в точку - после фильма и хулиганы и ботаники и девчонки, которым нравилось играть в мужские игры получили карт-бланш - так можно. Можно быть очкариком-заучкой и строить гениальные планы. Можно быть красавцем-цыганом и дурить головы вражинам-белогвардейцам. Можно быть сорви-головой в юбке, махать ножом, заниматься единоборствами и швырять мальчишек оземь. Можно быть простым смелым и честным парнем. Быть собой - немногие советские фильмы давали детям этот урок.
Были ли у героев конкретные прототипы? Именные - вряд ли, будем честны.
Особенно сложно с Ксанкой - девушек в революционных войсках было немного и, будем честны, в большинстве своем они очень быстро становились любовницами или женами красных командиров. Нравы тогда были проще и суровее, нежели в Великую Отечественную. История «Гадюки» Толстого - скорее исключение, нежели правило. И Ксанку ждала скорее судьба Комиссара из одноименного фильма Аскольдова.
Таких, как Данька в революцию было великое множество и о них упоминали многие писатели - дети убитых большевиков, агитаторов и председателей колхозов подхватывали знамя отцов как только могли его удержать. И сражались за революцию, не жалея живота своего, становились пулеметчиками, кавалеристами, разведчиками и вестовыми.
Судьба таких как Валерка оказывалась намного сложнее. Заковыристого чувствительного интеллигента могли пристрелить свои же, вдохновенные мальчишки мерли как мухи от тифа, шальных пуль и скверной еды. ...Или бвший очкарик становился комиссаром, а то и сам вел отряд в бой. Таким был молодой Бабель, таким был Аркадий Гайдар, так вставали в сабельный поход шестнадцатилетние командиры.
Ну и такие как Яшка-цыган конечно же тоже были - в революцию попадали и осиротелые цыганские дети и негры-циркачи и китайцы и кто только не. Свобода манила всех и открывала двери каждому, не разглядывая цвет кожи.
Собирательность, обобщенность образов - одна из причин успеха фильма. Каждый среднестатистический школьник мог представить себя солдатом армии Неуловимых мстителей. Недаром лет двадцать после выхода фильма во дворах играли в белогвардейцев и красноармейцев.
А о прочих причинах большого успеха замечательной картины, скромного успеха второй части и провала третьей мы поговорим в следующий раз!