Найти в Дзене
С любовью из России

Что немецкие военнопленные рассказывали после возвращения из СССР

Оглавление

Весеннее солнце 1945 года согревало развалины покоренного Берлина. Улицы были запружены советскими бойцами, военной техникой. Катили смертоносные "Катюши", натужно рыча, тащили пушки неповоротливые "студебеккеры", носились юркие "виллисы". Шла пехота, тысячи юных, счастливых лиц, шли степенные усачи, позвякивая панцирем медалей.

Они победили! Сломали хребет фашизму. Казалось бы, за пролитую кровь, разрушенные города, смерть товарищей, они должны были сровнять с землей это змеиное логово агрессии. Но советский солдат — воин, а не палач...

И вот, на перекрестке кашевар уже раскладывает цивильным немцам кашу в подставленные котелки и плошки, а вот солдатик помогает уронившему вещи немцу погрузить их в тележку. Велика и отходчива русская душа! Миллионы пленных не расстреляны, а отправлены в лагеря.

Из личных воспоминаний пленных

Они то, все эти Гансы, Фридрихи, Вилли, возвратясь на родину и рассказали о своей жизни в советском плену. Конечно же, всем понятно, что плен не может быть райским уголком с подачей на полдник нектара в хрустальных бокалах, тем не менее условия содержания были довольно мягкими.

Разумеется, что в военные годы в лагерях военнопленных обстановка была тяжелой, еды не хватало, были умершие от голода, зафиксированы даже случаи каннибализма. Немцы пытались даже скрывать свою национальность, выдавая себя за кого угодно, лишь бы хоть как-то облегчить свою участь. Разительные перемены в содержании пленных произошли после окончания войны. В воспоминаниях они с особой теплотой описывают улучшение лагерной жизни.

Немецкие военнопленные в СССР
Немецкие военнопленные в СССР

Как кормили военнопленных

С немецкой педантичностью рассказчики перечислили нормы их пайка:

  • 400 г хлеба;
  • 100 г рыбы;
  • 100 г крупы;
  • 500 г овощей;
  • 20 г сахара;
  • 30 г соли

По окончании войны нормы были увеличены вдвое, кроме того, усиленный паек получали больные, офицеры и генералы.

Пленные солдаты вермахта в СССР
Пленные солдаты вермахта в СССР
Уже с 1942 года работавшим пленным платили и деньги, что было предписано особым циркуляром НКВД, рядовым — по десять рублей, офицерам — по пятнадцать, генералам — по тридцать.

Военнопленным разрешалось и получение посылок.

Работа и условия жизни

Работали они, как правило, на восстановлении объектов народного хозяйства, строили дома и дороги, и сами же подчеркивали в своих воспоминаниях, что это было справедливо. И даже заучили русскую мудрость "что посеешь, то и пожнёшь".

Пленные немцы на восстановлении Сталинграда
Пленные немцы на восстановлении Сталинграда

Они были крайне удивлены, впервые увидев рядом тех, кто еще совсем недавно был для них "недочеловек", "варвар". Но он, это варвар, сам жестоко пострадавший от войны, помогал им абсолютно бескорыстно, делясь зачастую последним куском хлеба. Это просто не укладывалось в их сознании.

В воспоминаниях пленных не встречалось упоминание о каких-либо зверствах со стороны советских солдат. Но отмечают, что среди них самих отношения были жесточайшими.

Немцы пытались всячески гнобить своих же бывших союзников, унижая их, отбирая еду, вырывая золотые зубы, в случаях неповиновения нередко избивали всей толпой.

Все это они проделывали в надежде, что всё равно Германия победит и скоро всем предстоит дорога домой. Эта жестокость сыграла с ними злую шутку: пока они делили места "авторитетов", все более-менее "тепленькие" должности заняли венгры, хорваты. И теперь мстили обидчикам при любом удобном случае, при распределении пайков — "стучали" на них. Немцы вынуждены были создавать для своей защиты нечто вроде отрядов самообороны.

Возвращение домой

Однако самый тяжелый удар их ожидал в конце войны, когда они узнали о полном поражении Германии. У многих это известие вызвало настоящий шок, многие покончили жизнь самоубийством. Ибо последняя надежда на скорейшее освобождение растаяла как дым и впереди маячили долгие, безрадостные годы восстановления ими же разрушенной страны.

Вопрос о дальнейшей судьбе военнопленных поднялся в 1949 году, тогда и началась проверка отдельно по каждому из них, кого-то судили и оставляли в лагерях, кого-то отправляли на родину. Некоторая часть пленных добровольно осталась жить в СССР.

И только после переговоров с Аденауэром, прибывшем в Советский Союз в 1955 году, всех оставшихся военнопленных отпустили в родные края.