Канадец Дэвид Артур Джонстон с виду ничем не отличается от обыкновенных бездомных. Он отрастил длинную бороду, порой ночует под открытым небом, часто пользуется вещами, которые никому не принадлежат. У Дэвида даже есть друзья, которые считают его чудаком, а также проблемы со здоровьем и полицией — власти несколько раз пытались упечь его за решётку.
Дело в том, что «карьера» бездомного для бывшего пекаря Дэвида Джонстона началась после необычного озарения. Он понял, что всё зло в этом мире происходит от денег. С ними связаны владение частной собственностью, армии и войны, межгосударственные границы и конфликты — словом, вся система взаимоотношений между людьми. Люди зависят от финансов, а построенное на деньгах общество пропитано злом. Осознав эту истину, Дэвид принял единственно правильное для себя решение: полностью отказаться от использования денег. Этого правила он придерживается уже почти 20 лет.
Самый обычный парень
Дэвид вырос в бедной семье почтальона и кассирши, в канадской провинции Альберта. Он считает, что его семью можно назвать людьми сравнительно неглупыми, но ничем не выдающимися. В школьные годы Джонстон тем не менее показал себя необычной личностью. Он хорошо влился в компанию музыкантов, театралов, и других «гиков», которые затем иногда собирались у него дома. По словам оставшихся после тех времён знакомых, перед ними был любопытный человек с открытым умом. Во взрослой жизни его товарищи по интересам пошли по привычному нам пути: создали семьи, выстроили карьеры. Дэвид предпочёл более оригинальную жизнь.
Дэвид бросил старшую школу сам, когда узнал, что его могут исключить за большое количество прогулов. Сперва он нашёл для себя работу в пекарне в Ванкувере, а затем устроился в Сеуле учителем английского языка. Спустя три месяца жизни в азиатском мегаполисе он захотел покинуть этот город из-за декадентской культуры, грязных водоёмов и воздуха.
Дэвид вернулся в Ванкувер, на работу в пекарню. Озарение снизошло на него в 1997-м, после того как он избавился от всего, что не может нести с собой в рюкзаке, продал мотоцикл и решил немного помедитировать рядом с океаном. В какой-то момент Джонстон почувствовал прилив любви и понял, что свободы воли не существует, как и концепции зла. Пусть в этом мире страдают все, винить на самом деле некого. Всё общество построено на лжи, и только желание вырваться за её рамки можно назвать правильным жизненным выбором.
После случившегося Дэвид и думать забыл про обычную работу. Он переехал к матери в город Виктория и потратил три года на размышления о том, что делать дальше. Кроме того, он написал книгу под названием «A love virus». По словам Джонстона, он хотел рассказать людям о том, «что не обязательно быть грустными и безумными».
В какой-то момент Дэвид начал привыкать к ночёвкам на улице, в парках и приютах для бездомных. Большую часть времени он проводил перед отелем Empress Hotel. Там он раскладывал копии «A love virus» и общался с людьми посредством картонных табличек с философскими посланиями о терпении и судьбе. Однажды Джонстон познакомился с группой студентов, которые протестовали против оплаты за обучение. Среди них он нашёл особенно интересного друга по имени Джейсон, который недавно вернулся из Индии и полностью отказался от использования денег.
К тому моменту Дэвид неоднократно думал о роли финансов в жизни людей. По его мнению, отчаянное желание приобрести их как можно больше, равно как и страх потери, изменяют людей, сводят с ума. Деньги становятся причиной разводов, войн между государствами и других конфликтов. Когда Дэвид беседовал с новым другом о Боге, смысле жизни и о том, как сделать людей более счастливыми, на него снизошло второе озарение и он решил полностью отказаться от использования денег в своей жизни. Больше для них не было места на его «пути правды».
Агитация Дэвида Артура Джонстона на выборах в мэра города Виктория
С тех пор Джонстон условно заплатил за что-либо только однажды, когда отдал подарочный сертификат за кофе и «Биг Мак». Он не только не хочет зарабатывать сам, но и не принимает деньги даже как подарок. Банкноты, которые всё же попали к нему в руки, Джонстон уничтожает, хоть и не ищет их с этой целью. Он сравнивает денежные знаки с «оскорбительными рисунками», которые стоит убрать подальше от детей.
Дэвид считает, что достаточно «хорошей кармы» и изобретательности, чтобы полностью отстраниться от денег. Android-телефон достался ему от друга, который купил более совершенную модель. Ночевать получается как на улице, так и под крышей — сейчас он обосновался в приюте в спортивном зале, а до того часто ночевал у приятеля по имени Шебиб. Тот был не против, поскольку Джонстон вёл себя как хороший и даже полезный гость, который любит готовить, убирается, может поддержать диалог и даже порой занимается стиркой.
Дэвид даже позволил себе сохранить такую вредную привычку, как курение, — ведь табака от недокуренных сигарет хватает, чтобы рано или поздно скрутить одну целую. В начале 2010-х уличный философ из Канады создал YouTube-канал, чтобы рассказать больше о своём образе жизни и поделиться советами по изобретательности — например, как сделать хорошие стельки из картона. Чтобы зайти в интернет, он использовал компьютер в общественной библиотеке города Виктория.
Разумеется, его быт нельзя назвать беззаботным или даже простым, но мужчина твёрдо уверен: если он откажется от пути правды и начнёт снова использовать деньги, жизнь перестанет быть настоящей.
Право на сон
При этом Дэвид твёрдо готов отстаивать свои права и свободы. Именно эта привычка стоила ему столь напряжённых отношений с полицией. Конфликт начался с 2003 года, когда власти города Виктория стали более жёстко относиться к бездомным. Администрация всячески препятствовала ночёвкам в общественных местах вроде парков. Джонстону новый порядок очень не понравился. Он решил, что власти нарушали право обитателей Виктории на такую естественную потребность, как сон.
Следующие несколько лет он сражался с администрацией города и в частности Королевской корпорацией Короны за возможность спать на территории академии Святой Анны. Дэвид разворачивал палаточную стоянку, а власти планомерно пытались тем или иным образом избавиться от него. Философа арестовывали, вывозили из города, пытались передать другим органам власти, но всё безрезультатно. В качестве основной причины арестов власти называли «причинение вреда». Однажды его выпустили на свободу на условиях, которые Джонстон отказался подписать. Затем его раз за разом пытались упрятать в тюрьму именно за их нарушение. Каждый раз в знак протеста властям Дэвид объявлял голодовку, но этого было недостаточно.
В конце концов чиновники заключили контракт с частным охранным предприятием, сотрудник которого всю ночь мешал Дэвиду заснуть. На него светили фонариком посреди ночи, хлопали в ладоши, включали радио, словом, всячески досаждали. И всё же у корпорации Короны не получалось изгнать Джонстона просто так, а тот не собирался поступаться принципами.
Через некоторое время дело получило широкую огласку. Чтобы поддержать Джонстона в его противостоянии с властями, жители города организовали небольшой палаточный городок. За это несколько человек отправились в суд, в том числе и сам Джонстон. В итоге за дело взялись профессиональные адвокаты. В 2007-м администрация попыталась отделаться от проблем с бездомными, уточнив обстоятельства, при которых можно было ночевать под открытым небом. Тем не менее устав оставался довольно жёстким: даже ночь, проведённую под брезентом, могли посчитать нарушением закона.
Наконец в 2008-м судья Кэрол Росс постановила, что из-за роста цен, отказа от политики предоставления социального жилья, увеличения количества бездомных и других причин запрет на ночёвки под открытым небом неконституционный. Запрет, как уточнила судья, лишает людей права на жизнь, свободу и безопасность. Впрочем, позже апелляционный суд быстро сузил сферу действия постановления и сообщил о новых ограничениях по времени суток на кемпинг, так что победа Джонстона оказалась не совсем чистой.
Сегодня Дэвид продолжает жить в городе Виктория. Десятилетия сложного образа жизни всё же берут своё — он испытывает проблемы с зубами и знает, что не сможет позволить себе услуги дантиста просто так. Он выбирает то, чем питается, хоть и заявляет, что выбора на самом деле нет ни у кого. Друзья в то же время уходят и приходят, ведь далеко не все могут долгое время жить со странностями Джонстона. Нередко его принципы и желания дорого обходятся другим людям. Так, когда Дэвид захотел баллотироваться на пост мэра Виктории, 100 долларов в качестве вступительного взноса отдал именно Шебиб.
Самым тяжёлым для него оказалось расставание с детьми, до которых он никогда не сможет добраться из-за отсутствия средств. Отказ от денег стал главной причиной расставания Дэвидом и его жены, никакие попытки справиться с этим ограничением вместе не сработали. Тем не менее Джонстон не унывает. Он каждый день размышляет о жизни и о цене, которую приходится платить за свои принципы. Пока Дэвид не собирается отказываться от идей и собственной правды — даже ради семьи.