Найти тему
Black Science

Летучий нижегородец

Из-за орбитально-горного настроения в прошлые недели мы упустили приятную новость: в Нижнем Новгороде на воду был спущен первый «Метеор» за 20 лет (более компактные суда строились). Он способен перевезти 120 пассажиров на 600 километров со скоростью более 60 километров в час.

Вот он
Вот он

Давайте немного поговорим о том, как двигаются суда на подводных крыльях и чем различаются синонимичные на первый взгляд «Кометы», «Метеоры» и «Ракеты».

Когда плавают на самой простой лодке, самого тяжелого обычно сажают ближе к корме. Нос тогда чуть поднимется из воды и лодка пойдет быстрее. Ведь вода обладает гораздо большим сопротивлением, чем воздух. Чем меньше водоизмещение, тем меньше сопротивление, тем больше скорость.

На большой скорости для поддержания плавучести нужно меньше поверхности, а чем меньше поверхности, тем больше скорость… На этом и основан принцип действия судна на подводных крыльях. По нижней границе скорость ограничена способностью определенной силовой установки поднять судно на крыло, а верхняя граница скорости обусловлена разрушающей турбулентностью потоков вокруг крыла. Это и для авиаторов огромная проблема.

Пик моды на подобный тип судов прошел вместе с распадом Союза. Тут дело не только в политических вопросах. Во всем мире так произошло, потому что в 90-е начался рост цен на топливо и прожорливые суда стали невыгодными.

Однако больше всего их разрабатывали и строили в Союзе, в КБ и верфях города Горький, который ныне снова Нижний Новгород. Поэтому и стереотипный внешний вид у подобного типа — «советский».

На «Красном Сормово»
На «Красном Сормово»

Прижились и космические названия. «Комета», «Метеор» и «Ракета» (а еще была «Беларусь») — это названия первых моделей 60-х. В 80-х прибыло следующее поколение с другими, не настолько прижившимися названиями. Вот как среди продукции автозавода в Тольятти есть ВАЗ-2109, а есть «Нива».

«Метеоры» — это речная и озерная версия, выпускавшаяся с 61 по 99 год и вот теперь снова.

-3

«Беларусь», потом смененная «Полесьем» вмещала 40 (а потом 60) человек, зато осадка при движении на крыльях была всего 30 сантиметров, что позволяло ходить по очень маленьким речкам.

-4

«Ракеты» — первая серия еще конца 50-х. С вместимостью 60 человек, но такой же скоростью и дальностью как и «Метеоры».

-5

«Кометы» — родом тоже из 60-х, но предназначены уже для морских перевозок. Вместительность (120 человек) и автономность плавания (600 километров) такие же, как у «Метеора», но вот скорость чуть-чуть меньше: до 60 км/ч. Эти «небесные тела» производились уже не на Волге, а в Крыму и Грузии.

-6

Подписывайтесь на канал!

Ставьте лайк, читайте канал в Телеграме и другие посты здесь: