Из-за орбитально-горного настроения в прошлые недели мы упустили приятную новость: в Нижнем Новгороде на воду был спущен первый «Метеор» за 20 лет (более компактные суда строились). Он способен перевезти 120 пассажиров на 600 километров со скоростью более 60 километров в час.
Давайте немного поговорим о том, как двигаются суда на подводных крыльях и чем различаются синонимичные на первый взгляд «Кометы», «Метеоры» и «Ракеты».
Когда плавают на самой простой лодке, самого тяжелого обычно сажают ближе к корме. Нос тогда чуть поднимется из воды и лодка пойдет быстрее. Ведь вода обладает гораздо большим сопротивлением, чем воздух. Чем меньше водоизмещение, тем меньше сопротивление, тем больше скорость.
На большой скорости для поддержания плавучести нужно меньше поверхности, а чем меньше поверхности, тем больше скорость… На этом и основан принцип действия судна на подводных крыльях. По нижней границе скорость ограничена способностью определенной силовой установки поднять судно на крыло, а верхняя граница скорости обусловлена разрушающей турбулентностью потоков вокруг крыла. Это и для авиаторов огромная проблема.
Пик моды на подобный тип судов прошел вместе с распадом Союза. Тут дело не только в политических вопросах. Во всем мире так произошло, потому что в 90-е начался рост цен на топливо и прожорливые суда стали невыгодными.
Однако больше всего их разрабатывали и строили в Союзе, в КБ и верфях города Горький, который ныне снова Нижний Новгород. Поэтому и стереотипный внешний вид у подобного типа — «советский».
Прижились и космические названия. «Комета», «Метеор» и «Ракета» (а еще была «Беларусь») — это названия первых моделей 60-х. В 80-х прибыло следующее поколение с другими, не настолько прижившимися названиями. Вот как среди продукции автозавода в Тольятти есть ВАЗ-2109, а есть «Нива».
«Метеоры» — это речная и озерная версия, выпускавшаяся с 61 по 99 год и вот теперь снова.
«Беларусь», потом смененная «Полесьем» вмещала 40 (а потом 60) человек, зато осадка при движении на крыльях была всего 30 сантиметров, что позволяло ходить по очень маленьким речкам.
«Ракеты» — первая серия еще конца 50-х. С вместимостью 60 человек, но такой же скоростью и дальностью как и «Метеоры».
«Кометы» — родом тоже из 60-х, но предназначены уже для морских перевозок. Вместительность (120 человек) и автономность плавания (600 километров) такие же, как у «Метеора», но вот скорость чуть-чуть меньше: до 60 км/ч. Эти «небесные тела» производились уже не на Волге, а в Крыму и Грузии.
Подписывайтесь на канал!
Ставьте лайк, читайте канал в Телеграме и другие посты здесь:
- Тайна Атлантиды на самом деле уже раскрыта
- Россия почти создала космический корабль будущего