Найти тему
Кинописатели

Зачем Сурикова обманывала Яковлеву на съемках «Человека с бульвара Капуцинов» и другие факты о последнем фильме Миронова

В 1987 году на советские экраны вышел фильм Аллы Суриковой в необычном для нашего кино жанре вестерн. Однако неожиданно история о далеких ковбоях и индейцах, полюбивших синематограф, приглянулась зрителям. Только в первый год картину посмотрели 50 миллионов человек. Что же осталось за кадром популярного фильма?

Александра Яковлева и Андрей Миронов. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс
Александра Яковлева и Андрей Миронов. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

Сценарий фильма пролежал на Мосфильме около 6 лет, так как режиссер не знала, как к нему подступиться. Вестерны снимали в СССР очень редко, поэтому было очевидно, что съемочной группе предстоит масштабная работу по поиску реквизита и строительству декораций. В итоге Алла Сурикова перенесла бремя ответственности за принятие окончательного решения на плечи Андрея Миронова, так и заявив актеру, если он откажется, фильма не будет. Талантливого артиста привлекла роль человека, беззаветно влюбленного в искусство, и он согласился, пожелав лишь изменить финал на более позитивный: изначально его герой покидал городок в полном одиночестве.

Участие Андрея Миронова в съемках действительно стало настоящей находкой, ведь благодаря ему в картину попал и Михаил Боярский. Главный Д’Артаньян советского кино в то время был занят на съемках сериала «Гардемарины, вперед!», но Алла Сурикова знала, что Миронов и Боярский – хорошие друзья. Актеры вместе ездили в Мексику болеть за нашу сборную, где и сдружились, поэтому режиссер передала Боярскому, что его друг с нетерпением ждет его на съемках. Боярский не смог отказать и пообещал, что «отпросится» у Светланы Дружининой ради работы с другом.

В итоге Михаил Боярский сыграл Черного Джека, однако изначально в этой роли режиссер видела Николая Караченцова. Артист прочитал сценарий и заявил, что Черный Джек ему не очень интересен, другое дело – Билли. Однако Сурикова обещала эту роль Алексею Жаркову, к тому же Караченцев слишком подвижен и пластичен для неповоротливого громилы Билли. Чтобы убедить режиссера, артист разыграл на пробах сцену драки с каскадером Александром Иншаковым и был настолько энергичен и одержим, что роль тут же отошла ему. А Жарков после этого некоторое время с Суриковой даже не разговаривал.

Александра Яковлева в роли Дианы. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс
Александра Яковлева в роли Дианы. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

Серьезно подошли и к выбору актрисы на главную женскую роль. Режиссер хотела найти видную актрису с эффектной внешностью, способную очаровать любого ковбоя. Пробы прошли Ирина Розанова и Ольга Кабо, а затем еще с десяток первокурсниц театральных вузов, подходящих по типажу. Записали пробы и с Александрой Яковлевой. Сурикова никак не могла определиться, поэтому снова обратилась к Миронову с предложением выбрать свою партнершу по площадке.

В какой-то момент выбор Миронова стал проблемой, потому что у Александры был непростой характер. Когда Яковлева полностью вышла из-под контроля, Сурикова заявила ей, что на Мосфильме утвердили замену, и новая артистка уже выехала на площадку, с ней переснимут все основные сцены, а Яковлева больше не нужна. Конечно, это было чистой воды блефом, однако подействовало на артистку как холодный душ. После этого проблем с ней на съемках не было.

Городок Санта-Каролина выстроили под Феодосией. Точнее, это были лишь картонные фасады зданий. Седлами и прочим реквизитом поделились коллеги-киношники из Чешской киностудии, а перья для головных уборов индейцев позаимствовали у крымских птиц, правда у каких, история умалчивает.

Кстати, перья сыграли в картине немаловажную роль. Помните эпизод, когда герой Олега Табакова срезает их с головы индейского вождя, так как не может нормально смотреть кино. С ходу отрезать их ножницами не удалось, поэтому их слегка подпилили.

Олег Табаков и Семен Фарада. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс
Олег Табаков и Семен Фарада. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

Готовясь к роли, Табаков вставлял специальные трубочки в нос, тем самым его ноздри становились шире, а все лицо более хитрым. Артист называл это выражение «плюшевым». В это сложно поверить, но почти все крупные планы Табаков отыгрывал в полном одиночестве, так как из-за занятости в театре эпизоды с ним снимали позднее. Тем не менее, это совсем не чувствуется, так как гениальный артист прекрасно чувствовал своих партнеров даже на расстоянии.

Во время съемок возникла проблема и с лошадьми. К съемочной группе был приставлен капитан армии, командующий кавалерией. По одной из версий, он затаил обиду на режиссера, так как ему не досталось даже маленькой роли. В отместку он не разрешил посадить возницей каскадера, настояв, чтобы на козлы сел именно солдат. В итоге парнишка не правился с лошадьми, и они понесли. К счастью, обошлось без жертв, но в результате скандала капитан покинул площадку, прихватив с собой и всех лошадей. На выручку съемочной группе пришли местные жители, которые привели киношникам лошадей с личных подворий.

Спартак Мишулин и Наталья Фатеева в роли индейского вождя и его Скво. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс
Спартак Мишулин и Наталья Фатеева в роли индейского вождя и его Скво. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

Доставили проблем киношникам и погодные условия. Разыгравшийся ветер едва не снес картонную Санта-Каролину. Увидев это, Алла Сурикова бросилась спасать город с лопатой. На выручку ей пришли каскадеры, которые закрепили картонные фасады столбиками, вбитыми в землю.

Интересной находкой съемочной группы стала специальная безопасная смола, из которой отлили все бутылки и оконные стекла. Теперь их можно было смело разбивать, не боясь порезаться. На старте съемок безопасную бутылку опробовала сама Алла Сурикова, разбив ее о голову, словно заправский десантник на день ВДВ.

Андрей Миронов и Михаил Боярский самостоятельно исполнили все песенные партии своих персонажей, Николаю Караченцеву доверили спеть одну строчку, а вместо Александры Яковлевой пела Лариса Долина.

Усилия съемочной группы оказались ненапрасными: премьера фильма в 1987 году стала событием. Успех омрачил только неожиданный уход Андрея Миронова. Артисту не суждено было попасть на московскую премьеру, но саму картину он успел посмотреть во время неофициального показа в Ленинграде.

Кадр из фильма. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс
Кадр из фильма. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

А вам нравится фильм Аллы Суриковой? Входит ли он в десятку ваших любимых советских фильмов? Пишите в комментариях. Обсудим вместе.

Читайте также:

Вертер родом из недетского кино, а Коля не увидел "прекрасное далеко": за кадром "Гостьи из будущего"