Стою сегодня на остановке, чтобы в город на работу поехать («Дама за рулем» пока все еще без машины), взгляд устремлен вдаль, туда, откуда я ожидаю автобус. И этот мой целенаправленный взгляд выхватил из вереницы машин нечто необычное и неординарное. Черная большая машина, строгие контуры, а над капотом торчит эмблема. Я подумала, что это Мерседес старой модели. Подъезжает ближе – ба! Так это ЗиЛ! Те, что раньше считались правительственными машинами. Ничего себе! Как-то необычно видеть такую машину в нашей сельской местности. Конечно, у нас вовсе не глухомань, до города доехать минут за пятнадцать можно, но все ж таки не центр, не столица.
Я понимаю, что сейчас можно купить любую машину. И просто так, душу свою потешить, или же кто коллекционирует ретро автомобили. Но все равно, необычность увиденного приятно удивила.
ЗиЛ… Машины, правительственного класса, которые выпускались на заводе имени Лихачева. Свое начало они берут в 1958 году. Именно тогда был создан ЗиЛ – 111 для генсека Никиты Хрущева. Место водителя в этой машине отделялось от пассажирского специальной перегородкой на электрическом приводе. В задней части машины имелись дополнительные откидные сиденья. Восьмицилиндровый двигатель в 300 лошадиных сил. Скорость такой автомобиль мог развить до 190 км/ч.
К 50-летию Окрябрьской революции завод имени Лихачева выпустил обновленный ЗиЛ -114. В нем немного был изменен внешний и внутренний дизайн, салон – кожа и велюр. Имелось отопление и кондиционер, руль снабдили гидроусилителем, автоматические стеклоподъемники для всех дверей, и коробка автомат, если сказать правильно – автоматическая гидромеханическая трансмиссия.
Следующий был ЗиЛ – 117. Он был создан в 1971 году на базе правительственного лимузина ЗиЛ – 114. Немного сократили длину автомобиля и колесной базы, немного другое оформление передней части кузова. И еще одно нововведение – кроме обязательного черного (правительственного) цвета, ЗиЛ – 117 стали окрашивать в темно-синий и темно-вишневый цвета. Этот 117-й создавался как более скоростной и маневренный в сравнении со 114-млимузином сопровождения. Да, тип кузова у 117-го был седан, компоновка переднемоторная заднеприводная.
ЗиЛ – 117 считался по статусу чуть ниже лимузинов ЗиЛ – 114 и ЗиЛ – 115, и полагался только кандидатам в члены Политбюро ЦК КПСС. Но в те годы поговаривали, что ЗиЛ – 117 был создан по личному распоряжению Брежнева, и утверждали, что Леонид Ильич сам любил управлять этим автомобилем.
Этот ЗиЛ в просторечье еще называли «коротким». Короткий, но его длинна все же оставалась внушительной – 5725мм. Ширина – 2068, высота 1540 мм. И масса 2880 кг – почти три тонны. Внушительная машинка.
Для меня это история, канувшая в лету. Я в детстве такие машины видела лишь по телевизору, когда смотрела октябрьские и первомайские демонстрации. На выставках ретро машин я и не помню – видела правительственный ЗиЛ или нет, посещала я их уже давненько, и там было приличное скопление ретро техники, так что я могла что-то и упустить. А эти теоретические данные – они и в журналах с прилагающимися модельками российского автопрома в киосках Роспечати продавались (сыну все время покупала), и в интернете тоже полно этой информации. Но это сухие факты, и мне они мало что говорят. Просто решила посмотреть, почитать, несколько взбудораженная увиденным сегодня. Ну, да, событие – ЗиЛ проехался по нашим Патрушам. И я, подобно деревенским жителям рот разинула от удивления))) А вот бы еще проехаться, да за рулем этого ЗиЛа– здорово было бы! Только я не могу точно сказать, какой же ЗиЛ я сегодня все-таки видела – 114-й или 117-й?