Найти тему

Роботы. Бездушные машины или разумные существа? Что мы можем узнать об этом из видеоигр. Часть 1.

Оглавление
Забыть, кто ты есть, стать кем-то очень нужным для другого. Может это и значит, быть живой?

Мы привыкли, что роботы-пылесосы, как и другие роботизированные помощники – это просто бытовая техника, которая выполняет свои обязанности. В них встроена определенная программа, позволяющая улавливать приказы, которые мы отдаем при помощи пульта дистанционного управления или приложения на мобильном телефоне. Мы считаем себя полноправными владельцами своих роботизированных помощников и искренне верим в то, что имеем полное право распоряжаться их судьбой и расписанием. По сути, так и есть, ведь мы в свое время отдали деньги, чтобы приобрести робота, на которого можно переложить часть своих обязанностей по дому. Мы привыкли к тому, что роботы беспрекословно выполняют свои задачи, доводя наше жилище до блеска, готовя нам пищу, моя посуду и протирая окна. Они никогда не скажут нам о том, что устали… единственное, что может дать понять, что роботу требуется отдых – это разряженный аккумулятор.

А пытались ли вы когда-нибудь посмотреть на своих роботизированных помощников по-другому, под другим углом? Что, если у роботов тоже есть чувства, которые они просто не могут выразить? Вдруг они хотят сказать нам о чем-то важном, рассказать историю, попросить отпуск или просто поделиться событиями прошедшего дня? Но они не могут этого сделать просто потому, что у них нет никаких ресурсов – они не оснащены языком, а голосовые оповещения, доносящиеся из их динамиков, есть ничто иное, как заранее записанные наборы звуков, которые робот никак не может изменить по своему усмотрению. Думали ли вы о том, что у ваших роботизированных ассистентов есть сознание, и что они тоже умеют чувствовать, мыслить и думать? Вдруг наши роботы-пылесосы – это что-то типа домашних животных, которые мечтают получать как можно больше внимания со стороны своих хозяев, проводить с ними время или просто отдохнуть денек-другой, а не сидеть в углу в ожидании очередного приказа?

Взглянуть на своих роботизированных помощников совершенно другими глазами вам могут помочь видеоигры, где главными или второстепенными героями являются именно роботы.

Detroit: Become Human

Детройт: Стать человеком
Детройт: Стать человеком

Открывает наш список приключенческая игра с элементами интерактивного кино под названием «Detroit: Become Human». Она разработана французской компанией Quantic Dream и выпущена в 2018 году на PlayStation 4. Годом позже игра была адаптирована для ПК. Работа над проектом велась еще с 2012 года, когда вышла короткометражка Kara, созданная для демонстрации прогресса работы компании с технологией motion capture. Сюжет короткометражки Kara заключался в создании андроида, который в какой-то момент обрел сознание и стал умолять своих создателей, желающих разобрать ее, не обрывать ей жизнь. Идея оказалась настолько интригующей даже для основателя Quantic Dream Дэвида Кейджа, что было принято решение развить эту историю и дать ей продолжение, что в результате и стало толчком для создания игры Detroit. Только над сценарием работа велась на протяжении двух лет, и это вполне оправданно, поскольку в игре присутствует огромное множество сюжетных поворотов, которые зависят исключительно от выбора игрока. В данной игре каждое действие имеет значение и может привести к принципиально разным поворотам сюжета и концовкам.

-2

События, разворачивающиеся в игре, происходят в 2038 году, когда во всём мире, в том числе в Детройте, для самых разнообразных работ используют андроидов. Внешне их практически невозможно отличить от обычных людей: кожа, глаза, мимика, жесты, походка, голоса – всё это в точности повторяет человеческие манеры. Отличительными признаками является лишь униформа с номером модели и диод на виске, цвет которого сообщает о текущем состоянии робота – практически так же, как в умных пылесосах и мойщиках окон! Сюжет крутится вокруг трех андроидов, у каждого из которых своя судьба и сюжетная линия. Каждый из них сталкивается с определенными трудностями и очень часто оказывается на перепутье, когда от выбранного действия напрямую зависят дальнейшие события игры. Игрок управляет персонажами по очереди, а то, пересекаются ли они по ходу игры и каким образом это делают – зависит исключительно от ваших решений. В игре насчитывают около 45 различных концовок, увидеть которые вы сможете лишь в том случае, если пройдете Детройт не один раз.

-3

Detroit: Become Human – это одиночный приключенческий экшн с элементами интерактивного кино. Управление в игре простое и предельно понятное, а картинка – приятная, естественная и качественная. Графика этой игры находится на высшем уровне. Во время прохождения складывается впечатление, что игрок находится в самой гуще событий и принимает непосредственное участие во всём происходящем. Каждый андроид, несмотря на определенный заложенный набор функций и возможностей, обладает харизмой и неповторимым характером. Роботы вызывают сопереживание (зачастую даже сильнее, чем люди), сочувствие, симпатию, а также желание помочь им избавиться от человеческого гнета и доказать всему населению, что это не просто искусно собранная кучка микросхем, а новая раса – разумные существа, которые просто хотят стать свободными.

Игра заставляет совершенно иными глазами посмотреть на отношение людей к современным технологиям, поднимает философские вопросы предопределения, судьбы. Что будет с человечеством, если созданная им бездушная машина обретет сознание? Начнет ощущать эмоции? Что вообще такое – быть человеком? Поиграв в эту игру, вы сможете посмотреть на мир глазами робота и заранее определиться, чью сторону вы выберете, когда людям придется столкнуться с разумными роботами.

The Talos Principle

Обложка игры "Принцип Талоса"
Обложка игры "Принцип Талоса"

Данная игра относится к жанру философских головоломок с управлением от первого лица. На ПК она вышла в 2014 году, а в роли разработчика выступила студия Croteam, подарившая миру популярную игру Serious Sam. The Talos Principle стала неожиданностью для игроков, интересующихся продуктами, выпускаемыми студией, поскольку она принципиально отличается от всего того, что создавалось хорватской компанией до этого. Научно-фантастическая головоломка, события которой разворачиваются в удивительном мире постапокалипсиса, стала настоящим прорывом и получила массу положительных оценок со стороны игроков и критиков.

-5

Игра напоминает знаменитый «Portal». Многочисленные головоломки, над которыми нужно серьезно поразмыслить, чтобы пройти дальше по сюжету, пересекаются с тонкой философией и увлекательным сюжетом, который захватывает внимание игрока уже с первых минут геймплея. Главный герой – робот, следующий за таинственным голосом, который говорит с ним как со своим творением, постепенно вводя его в курс дела и объясняя все тонкости жизни в мире, в котором он оказался. В игре присутствует огромное количество головоломок, основная цель которых сводится к тому, чтобы добраться до сигила и открыть себе путь в другой мир.

-6

На протяжении всей игры герою будут задаваться различные вопросы для глубокого размышления, а также подвергать робота тестированию, наблюдая за тем, насколько человечным он стал по ходу сюжета. По сути, вся игра – это эксперимент, тест Тьюринга, наблюдение за тем, может ли машина стать человеком и какие шаги для этого необходимо предпринять. Протагонист вынужден скитаться по полуразрушенному миру, постоянно находясь не только в поиске выхода, но и в попытках найти ответы на вопросы о том, кто же он такой.

Игра поднимает вопросы отличия человека от машины. В чем принципиальная разница между роботом и человеком? Что нужно сделать механизмам, чтобы их приняли за разумные существа, стоящие как минимум на одном уровне с человечеством? Можно ли назвать робота личностью? В чем вообще заключается смысл жизни разумных существ? Попробовать найти ответы на эти и многие другие философские вопросы вы можете в игре The Talos Principle. Она встретит вас интересными локациями, многочисленными головоломками разного уровня сложности, разнообразными философскими идеями и интересным сюжетом. Игроку придется проявить внимательность и постоянно включать логику по мере прохождения сюжета, поскольку без этого невозможно приблизиться к разгадке.

SOMA

Официальный логотип игры
Официальный логотип игры

SOMA – это проект в жанре survival horror, разработанный Frictional Games, известных созданием таких игр как Penumbra и Amnesia. Игра была выпущена на ПК в 2015 году, а спустя два года появилась адаптированная версия для Xbox One. SOMA разрабатывалась на протяжении пяти лет и получила преимущественно положительные отзывы игроков и критиков после релиза. Сюжет на протяжении всей игры идет по заданному вектору – вы знаете, кто вы и куда двигаетесь, у вас есть цель и мотивация ее достичь.

-8

Описание сюжета игры без спойлеров получится довольно скудным. Главный герой просыпается в своем доме в окружении привычных предметов интерьера – шкафы, тумбочки, фотографии, книги и многое другое. Мы узнаем, что героя зовут Саймон, он живет в Торонто и собирается на прием к врачу, поскольку он пережил серьезную автомобильную аварию, после которой вынужден делать сканирование мозга. Однако, после того как он попадает в клинику на процедуру, глазами протагониста мы видим уже не ту радужную картину, наполненную привычным бытом. Саймон просыпается в безлюдной лаборатории, расположенной на самом дне океана, и осознает необходимость понять, что же случилось, кто он такой и в каком направлении ему нужно двигаться, чтобы разгадать все тайны случившегося.

-9

Сюжет SOMA – это очень многогранная и глубокая история, которая заставляет задуматься каждого игрока. Несмотря на линейность повествования, оно имеет свои ответвления и двойной смысл, а ответ на все вопросы герой встречает только в самом финале. Во время игры приходится принимать самые разные решения, которые должны влиять на сюжет и концовку, а философские вопросы, возникающие по ходу прохождения, настраивают игрока на глубокие размышления даже после получения ответов.

-10

Можно ли скопировать человеческий разум и создать его аналог? Так ли нужен разуму его носитель? Что есть смерть? Что скрывается за человеческой сущностью? Если вам по душе долгие размышления на подобные темы, а также если вам нравятся рассуждения о самоидентификации и осознания личности – SOMA придется вам по вкусу. Помимо глубоких раздумий вас ждет захватывающий сюжет, наполненный неожиданными поворотами и открытиями. Приятная графика, мрачные цвета, прекрасно подходящие для подобного сюжета, интересные локации и мощнейший эффект присутствия – вот то, что ждет вас во время прохождения игры SOMA.

На этом пока остановимся. Вторая часть не заставит себя долго ждать, а пока вы можете поделиться с комментариях своими любимыми роботами из игрового мира. Мы с интересом следим за всеми комментариями.