Найти тему

Анализ рынка удобрений для ЛПХ: потребители предпочитают недорогие проверенные средства

Оглавление

Несмотря на ограничения, которые вводились в период первой волны пандемии, и продолжающееся падение доходов населения, производство удобрений для владельцев личных подсобных хозяйств в 2020 году осталось на прежнем уровне, а по итогам последних трех лет выросло почти на 8%. Основным драйвером роста, по мнению аналитиков, стало снижение качества на фоне роста стоимости овощей и фруктов в российских магазинах. Эти тенденции фиксируются и в 2021 году, так что экономическая ситуация будет стимулировать многих людей выращивать плодоовощную продукцию самостоятельно. Поэтому рынок удобрений для ЛПХ, скорее всего, продолжит свой рост и в ближайшие годы.

Объем и динамика рынка

По оценкам аналитиков, доля иностранных производителей в сегменте удобрений для ЛПХ не превышает 5-6%. В основном импортная продукция представлена жидкими удобрениями для декоративных и садовых растений, а также многокомпонентными минеральными составами, содержащими определенный набор микроэлементов и ядохимикатов.

Объемы российского производства в официальных статистических данных напрямую не указываются. Поэтому для расчетов использовалась усредненная оценка экспертов рынка относительно доли ЛПХ в общем объеме потребления удобрений и азотных соединений, который ежегодно фиксируется и публикуется Росстатом.

По данным исследования, объем производства удобрений для ЛПХ в России в период 2018–2020 гг. увеличивался на 3,9% ежегодно. Рост в стоимостном выражении был практически в 2 раза выше — 7,3% в год. С учетом произошедшего в 2020 году снижения стоимости некоторых позиций можно сделать вывод о том, что темпы роста цен на продукцию рассматриваемом периоде примерно соответствовали инфляции.

Оценка структуры производства в 2019 году

В рамках исследования производилась сегментация рынка по основным продуктовым и логистическим показателям. Основные источники информации — открытые данные производителей и потребителей, а также экспертные оценки представителей ведущих игроков.

По видам удобрений

Владельцы личных приусадебных хозяйств в основном используют минеральные удобрения. Органические удобрения производят небольшие предприятия, не оказывающие заметного влияния на рынок. Наиболее востребованными видами минеральных подкормочных составов являются гранулированные, пролонгированные и органоминеральные удобрения. Самые популярные — нитрофоска, азофоска и карбид мочевины.

Структура рынка по видам удобрений в 2019 году
Структура рынка по видам удобрений в 2019 году

По консистенции (жидкие и сухие)

Для подкормки растений на собственных участках и огородах потребители чаще используют сухие удобрения. Это связано с тем, что они дешевле и проще в обращении (их удобнее засыпать при перекапывании земли под посадку семян ранней весной и осенью). Жидкие удобрения в основном вносятся летом для стимулирования роста и повышения урожайности, а также при внекорневой обработке.

Структура рынка удобрений для ЛПХ по консистенции, 2019 г.
Структура рынка удобрений для ЛПХ по консистенции, 2019 г.

По видам фасовки

Рассматриваемый рынок ориентирован в основном на конечных потребителей, поэтому более популярны здесь мелкие форматы упаковки (концентрированные комплексы микроэлементов в пакетах по 10, 20 и 50 г, а также сухие удобрения по 1 кг, 1,5 кг и 2,5 кг). В сегменте жидких удобрений преобладают товары в контейнерах емкостью до 1 литра.

Структура рынка жидких удобрений для ЛПХ по видам фасовки

Структура рынка жидких удобрений для ЛПХ по видам фасовки
Структура рынка жидких удобрений для ЛПХ по видам фасовки

По каналам сбыта

В отличие от многих других товаров массового потребления, доля федеральных торговых сетей в объеме реализации удобрений для ЛПХ не является преобладающей (37%). Значительная часть (около 43%) этой продукции продается через дистрибьюторов, в садовых центрах и розничных магазинах. При этом она широко представлена во всех крупнейших DIY-сетях. Еще 15% приходится на локальные сети. Доля онлайн-продаж составляет около 5% и продолжает увеличиваться, что, впрочем, характерно для всего сегмента FMCG и DIY.

Читайте далее на сайте Агентства в полном обзоре:

Анализ конкуренции на рынке

Сдерживающие факторы и драйверы роста рынка в текущих экономических условиях

Динамика рынка в ближайшей перспективе