Это пятая часть из цикла материалов о Болшевской трудовой коммуне. Вернуться к первой части можно по ссылке.
Публикуется книга Погребинского «Трудовая коммуна ОГПУ» (также «Фабрика людей»). На ее основе Николай Экк и Александр Столпер пишут сценарий первого звукового советского фильма «Путёвка в жизнь», где Погребинский стал прототипом героя Николая Баталова. Белозубая улыбка человека в кубанке — а Погребинский носил рыжую каракулевую шапку, за что его и прозвали Кубанкой — надолго запечатлелась в зрительской памяти — и не только в СССР. Фильм был удостоен Гран-при на I международном кинофестивале в Венеции в 1932 году.
На опыт Болшевской коммуны обращает внимание и Максим Горький. В 1928 году Погребинский направлен в Италию к Горькому. В Сорренто он уговаривает «буревестника революции» на поездку по СССР, а затем и вовсе перебраться на Родину. Видимо, его доводы сработали, поскольку в этом же году Алексей Максимович отправляется в поездку по Советскому Союзу. На Соловки в 1929 году его также сопровождает Погребинский.
Горький запечатлел Погребинского в цикле очерков «По Союзу Советов», назвав его «ликвидатором беспризорности» и охарактеризовав как «человека неисчерпаемой энергии и превосходного знатока мира «социально опасных».
Коммуну, как образец советского принципа перевоспитания малолетних преступников, показывают иностранным делегациям. В 1931 году коммуну посещает сам Бернард Шоу (по своим политическим взглядам — социалист) и восхищается грандиозным социальным экспериментом.
Также коммуну посещают Леди Астор — аристократка, консерватор и капиталистка, депутат Палаты общин английского парламента, которая большое внимание уделяла социальным проблемам. Французский писатель Андре Жид, посвятивший коммуне главу «Болшево» в книге «Возращение из СССР». Датский физик Нильс Бор, французский физик Жан Перрен, французский писатель Анри Барбюс.
Слава о коммуне гремит на весь мир. Перед иностранцами в середине 1930-х представали бывшие воры и медвежатники, а ныне деятельные, талантливые молодые люди, которые в свободное от работы время занимались спортом, выступали на сцене, пели, выпускали журнал «За коммуну», писали стихи. В изостудии коммуны живописцы-лидеры ассоциации художников революционной России В.Н. Яковлев и П.М. Шухмин выращивали мастеров соцреализма.
В 1932 в коммуне была организована выставка студенческих работ: на открытии присутствовали Ворошилов, Буденный, Горький, Бернард Шоу, Ромен Роллан.
Продолжение следует...