Недавно рассказал о зарплате ополченцев в 1941 году и в комментариях отдельные особо «патриотичные» товарищи поведали, что "не про то пишешь...", «не за деньги воевали, о подвигах надо думать». Что же, я в курсе модного тренда «русским деньги не нужны», которым отдельным персонажам хорошо промыли голову. Причем, забавно, что нередко это борцы за чистоту патриотизма являются ярыми поклонниками товарища Сталина.
Так вот, продолжая рассказывать о денежном обеспечении военнослужащих, должен отметить, что у товарища Сталина с финансовым вопросом оплаты совершенных подвигов, в отличие от нынешних диванных «патриотов», как раз все было в полном порядке. И если эта тема и не занимала самое первое место, то о денежной награде за подвиги и оплате за повседневный ратный труд в годы войны не забывали никогда. Приведу очень простой пример.
Все мы, или, по крайней мере, очень значительное большинство, знаем о плацдарме «Малая земля» и, без всяких дураков, его героической и упорной обороне. Одно время этот эпизод Великой Отечественной войны, скажем так, несколько выпячивался, в силу того, что история этого плацдарма неразрывно связана с одним человеком, который для многих является лучшим правителем за все годы существования СССР. Это Леонид Ильич Брежнев, который и сам любил жить и другим давал. Так вот начальник армейского политотдела Брежнев на «Малую землю» переправлялся не один раз. И в море ему после подрыва катера на мине плавать доводилось. Но сейчас не об этом – книга «Малая земля» небольшая – будет интересно, прочтете, там все очень доходчиво написано. Сейчас о деньгах.
Представьте себе – в феврале 1943 года на мысу Мысхако советские войска захватывают плацдарм. Изначально это была отвлекающая операция. Но так получилось, что клочок земли на западном берегу Цемесской бухты удалось удержать, а основной плацдарм – нет. И Мысхако стал основным плацдармом, который советские войска удерживали до сентября 1943 года.
Снабжение плацдарма осуществлялось по морю, с помощью катеров. И вот на таких небольших «посудинах», где места мало для бойцов и боеприпасов, на Мысхако регулярно переправлялись туда и обратно … сотрудники полевых касс Госбанка. Немцы ведут обстрел? Начался шторм? Ну и что? Это не повод для того, чтобы личный состав не получил положенные ему за ратный труд деньги. И хотя по понятным причинам тратить деньги на «Малой земле» было негде и не на что, денежным довольствием солдат и матросов обеспечивали точно и в срок. Более того, еще и вклады принимали. Потому что раз деньги некуда тратить, то значит, их можно положить на сберкнижку до конца войны или отправить семье. Поэтому денежное обеспечение проводилось четко в установленные сроки.
Да, делалось это с огромным риском для жизни сотрудников Госбанка. Но государство четко исполняло взятые на себя обязательства по всем видам довольствия. И финансовое играло не самую последнюю роль.
Так что деньги на войне играли очень важную роль. Кто-то отправлял свой аттестат родным, кто-то собирал деньги на сберкнижках. По-разному бывало. Но то, что работникам Госбанка нередко приходилось драться на передовой – факт. Причем порой и ходить на прорывы, закинув мешок с наличностью за спину, а в руку взяв карабин, винтовку или автомат. Потому что деньги потерять нельзя никаким раскладом.
Само собой, не за деньги воевали, а за идею. Но товарищ Сталин правильно зрил в корень – любая шикарная идея становится еще лучше, если соответствующим образом подкреплена материально.
О том, сколько зарабатывали московские ополченцы в 1941 году, можно почитать вот в этой статье.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм