Найти тему
Интересная фантастика

Русский постапокалипсис. Обзор нескольких книг российских фантастов

Здравствуйте, уважаемые читатели. Решил сегодня опубликовать обычный для моего канала тематический обзор – подборку фантастической литературы. Ее объединяющей темой станет принадлежность к постапокалиптической фантастике.

Постапокалипсис (постап) – направление в фантастике, в котором сюжет строится в мире, пережившем катастрофические изменения. Это может быть масштабная природная катастрофа: глобальное наводнение, похолодание, потепление, удар метеорита, извержение супервулкана (ов). Разрушить привычный для человека мир можно с помощью вируса и прочих напастей (в том числе нашествия зомби, ходячих мертвецов и т.п.). Наступление постапокалипсиса в фантастике случается также из-за нападения инопланетян, демонов из ада, мутаций человечества, войн разных государств или противоправной деятельности всяких организаций, религиозных сект и т.п.

Борис Громов «Рядовые апокалипсиса» (2013)

На фантастику данного автора я уже делал обзор здесь, на канале. Это был рассказ о трилогии «Терский фронт», - боевой фантастики ближнего прицела с элементами постапокалиптики. Неплохая, крепкая фантастика ближнего боя. Мне, в свое время, понравилась. Поэтому брал в руки новую книгу данного автора без опасений, что потрачу время напрасно. В принципе, так оно и получилось. Но, обо всем по порядку.

Во-первых, «рядовые апокалипсиса» является фанфиком по знаменитому для отечественных любителей фантастики циклу Андрея Круза «Эпоха мертвых». Сюжет крузовской серии строится вокруг катастрофы в одной из московских биологических лабораторий, принадлежащих крупному олигарху. На свободу вырывается вирус. Им очень быстро заражаются все люди, без исключения. Но это не болезнь в известном смысле этого слова. Просто, после смерти, мертвецы получают вторую жизнь. Точно по лекалам известных по американскому кино и сериалам зомби, со всеми полагающимися атрибутами. То есть, их надо успокаивать выстрелом или ударом в бесталковку, а каждый мертвый и укушенный превращается в зомби.

Надо сказать, что Андрей Круз модифицировал обычный зомбимир. Более успешные в охоте зомби, в его книгах превращались в ужасных морфов, которые очень отдаленно напоминали человека и вообще не походили на оживших мертвецов. Оживший мутировавший кошмар самых разных форм и способностей был практически непобедим для обычного человека, даже с огнестрельным оружием.

Таков мир Круза. Автор развернул перед читателем настоящую трагедию падения Москвы и становления нового мира. Мира сильных, волевых и мужественных людей. Причем, крузовская фантастика не просто брутальное чтение, но еще и фантастика с чисто отечественным колоритом и менталитетом персонажей, их мотивации и поступков. И это действо нашло своих читателей и поклонников.

Автор Борис Громов, по собственным словам, был большим поклонником творчества Андрея Круза. Его «фанатство» (конечно в хорошем смысле этого слова) вылилось в комментарии, жаркие споры и обсуждения на сайте Самиздата, в ветке, посвященной «Эпохе мертвых» Круза. Почти дословно цитирую Громова, - он писал такие длинные простыни, что однажды его старания заметил сам Круз и написал комментарий, предлагая Громову подумать над написанием собственной книги.

Друзья, в абзаые выше, пользуюсь материалами канала «Да сынок! Это фантастика!» Его автор взял интервью у Бориса Громова в прошлом году. Весьма неплохой канал, с качественным контентом. Пока автор взял перерыв. Опубликовал всего несколько постов в этом году. Как только вернется в обойму Дзена, сразу же дам ссылку на канале или в ВК - группе. Ну, а на данный момент, если заинтересовало, можно найти в поиске по названию.

Изображение для заставки. Источник изображения: https://aminoapps.com/c/rikanimino/page/item/chast-3/rM7q_R7TqIm55Wagme7kJQdGddZ1koEZ2M
Изображение для заставки. Источник изображения: https://aminoapps.com/c/rikanimino/page/item/chast-3/rM7q_R7TqIm55Wagme7kJQdGddZ1koEZ2M

Собственно, именно это сообщение Круза на ветке форума и побудило Громова написать книгу по миру «Эпохи мертвых». Автор «Рядовых апокалипсиса» исходил в сюжете несколько из иного посыла, чем это было у Круза и иных его последователей, авторов фанфиков. Там, главные персонажи были, как правило, людьми гражданскими, «вольными стрелками». С боевым опытом, или опытом военной службы в прошлом. Деятельные, целеустремленные, смелые и все такое. Но гражданские. Предоставленные самим себе во всех смыслах. То есть, никаких задач от командования, присяги, долга перед теми, кого ты поклялся защищать. Но в то же время, за твоей спиной не стоит военизированная организация, которая может хоть в чем-то прикрыть тыл. Например, пока ты выполняешь задачи, эвакуировать твоих родных и близких.

К слову, сам автор служил в своем время в подмосковном ОМОНе и его главный герой тоже проходит службу там. Итак, прапорщик Борис Грошев встречает наступление зомбиапокалипсиса в составе подмосковного отряда милиции особого назначения. Ему предстоит выполнение задач как в Подмосковье, так и в Москве. Огромный мегаполис гибнет, людям все сложнее выбраться в безопасное место, а тех, кто еще в состоянии выполнять свой долг, защищать людей, все меньше и меньше.

Мне понравилась атмосфера книги. Ощущение опасности, катастрофы, обреченного города и т.п. вещи, у Громова получилось передать не хуже, чем у самого Андрея Круза. Конечно, это мои субъективные ощущения от прочитанного. Не обязательно, что оно будет совпадать с мнением большинства читателей.

Музыкальная пауза. Постап от Prodigy

Перед обзором немного полистал отзывы о романе. Основная критика касается мотивации главного персонажа и его суждений о долге, присяге и всем таком. Многие упрекали бравого прапорщика, что он поехал в Москву и даже не попытался спасти своих родных. Что это нелогично в той ситуации хаоса и падения государства. Не согласен с такой оценкой. Все дело в том, что силовых подразделениях правоохранительных органов в основном и служат те, кто мотивирован именно на выполнение своего долга, соблюдение присяги. Это не значит, что люди там какие-то особо высокодуховные, ходят с поднятой головой, разговаривают высокопарно и смахивают скупую слезу при виде государственного флага страны. Нет, конечно. Люди, как и во всех других профессиях и прочих коллективах, бывают похуже, получше, с разным набором морально-волевых качеств и представлений. Но в целом, их держит именно присяга и долг. Иначе, невозможно выполнять свои обязанности с постоянным риском для жизни и здоровья. И второй нюанс, эти люди понимают, что выполнение приказов иногда может пойти в разрез с личными желаниями и привязанностью. Люди другого склада характера не задерживаются на такой службе. Еще раз подчеркну, я не хочу делать из служивых людей каких-то святых, с нимбом на голове. Но в среднем, такой у них набор ценностей. Ну и еще, это не самые худшие представители общества, скорее наоборот.

Не хочу, чтобы у читателей сложилось представление о романе, как о наборе нудных рассуждений прапорщика ОМОНа о том, что такое хорошо и что такое плохо. Этого в романе совсем немного. Просто, почему-то многие обратили внимание на данный момент в романе Громова. События во враждебной Москве, столкновения с рядовыми зомби и морфами, другие приключения, читателю обеспечены. Еще один плюс книги Громова в том, что в ней удалось передать сюжет и настроение постапокалипсиса без чернухи. Рекомендую любителям постапа и боевой фантастики.

Источник изображения: https://www.litres.ru/boris-gromov/ryadovye-apokalipsisa-63103327/berichte/
Источник изображения: https://www.litres.ru/boris-gromov/ryadovye-apokalipsisa-63103327/berichte/

Алексей Махров «Бредун. Изгой Тьмы» (2011)

Изначально, планируя данный обзор, у меня была идея поговорить о достаточно нетривиальном постапокалиптическом произведении отечественной фантастики, романе Беркема Аль Атоми «Мародер». Но вспомнил, что в моем багаже профессионального читателя, есть более подходящая книга в пару к роману Б. Громова. Так что, про одно из самых противоречивых постап-произведений российской фантастики напишу как-нибудь в другой раз, может быть даже и в отдельном обзоре.

Что касается представляемого романа, то его связывает с фантастом Громовым единое место действия - Вселенная знаковой громовской трилогии "Терский фронт". Итак, через три десятилетия от нашего времени («наше время», на тот момент, 2010 год) мир находился в состоянии после ядерной войны между ведущими державами. Многие территории Земли представляют собой безлюдные местности с крайне высоким или повышенным уровнем радиации.

На остальных территориях потрепанные постъядерным хаосом, жестокими кризисами и прочими пертурбациями, государства выкарабкались и… все повторяется в истории. В новом мире уцелевшие страны по-прежнему соперничают и воюют. Технологии откатились на 50-70 лет, в некоторых аспектах больше, в других – меньше, но смысл политики неизменен. В южной части России, на территории бывшего Южного федерального округа, образуется государство Югороссия, которая отражает натиск агрессивной постапокалиптической Турции. Именно с этими событиями связан сюжет оригинальной трилогии. В ней же упомянуты территории Центральной России, которая подверглась масштабной бомбардировке. После армагеддона там больше нет государств, городов и всего остального в привычном понимании. Бывшие крупные центры (в частности Москва) стали фонящими радиоактивными развалинами, а выжившие люди в основном сгруппированы в кочующие общины бредунов.

Главный герой «Изгоя…» Алексея Махрова, молодой бредун клана «Ловцы удачи» Пашка – скорострел, остается единственным выжившим из своего клана. Неудачный налет на одно из немногочисленных оседлых поселений привел к гибели клана. После некоторого времени скитания и пребывания в случайных, спорадически сложившихся ватагах бредунов, Павел прибивается к своему дяде по материнской линии. Тот состоит в одном из бредунских кланов. Пашка – скорострел имеет все шансы устроиться в новом клане. Но стычка с одним местным бузотером в торговом поселке (полуоседлая точка с несколькими торговыми домами, трактирами, гостиницами, где бредуны торгуют, общаются между собой, развлекаются и т.п.), поставила крест на этих планах. Пашку ждет долгая дорога через пустынные местности некогда великой страны, столкновение с людьми, которых можно назвать накипью Мира после большой тьмы, обретение боевых товарищей – спецназовцев с далекого юга, бойцов югороссийской республики, другие приключения.

Не скажу, что книжка произвела на меня глубокое впечатление, первый роман подборки понравился чуть больше. Но Алексей Махров, известный, прежде всего, фантастикой про попаданцев, сумел создать довольно цельную и относительно интересную постапокалиптическую историю. Любопытна эстетика и менталитет бредунского мира, люди его населяющие. Очень органично роман вписался в мир, созданный Громовым. В общем, оценю так, - нормальная развлекательная фантастика. Если первый роман обзора я смело могу рекомендовать читателю, то в случае книги Махрова, советую начать чтение, возможно книга понравиться вам. Я не пожалел потерянного на нее времени. Само собой, оценки обеих книг - мое субъективное мнение.

Источник: https://www.ozon.ru/product/bredun-izgoy-tmy-32125754/
Источник: https://www.ozon.ru/product/bredun-izgoy-tmy-32125754/

Мне остается добавить, что в этом же "мире после большой тьмы", созданном Громовым, в том же 2011 году, Махров пишет еще один роман (в соавторстве с Борисом Орловым). Он называется «Эпицентр Тьмы». В 2014 году, переработав оба романа он представляет роман «Период полураспада. В ядерном аду». С ним я не знаком. Если кто-то из читающих обзор с ним сталкивался, прошу поделиться впечатлениями в комментариях.

Ну а у меня на сегодня все. Читайте фантастику.

Подписывайтесь на группу ИФ в ВК https://vk.com/infantastika - уведомления о публикации новых статей этого канала и другие посты про наш жанр (арты, цитаты, опросы и др.).