В последнее время вокруг крейсера «Михаил Кутузов» ходят самые разные слухи. То, мол, его хотят отправить в док на судоремонтный завод, то готовится программа его развития как музейного объекта, а то инициативная группа севастопольских ветеранов Военно-морского флота требует вернуть крейсер в Севастополь.
Накануне очередного дня рождения корабля, что отмечается в начале августа (день первого подъема на крейсере флага ВМФ), корреспондент «Новороссийского рабочего» встретился с заведующим филиалом музея истории ВМФ «Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» капитаном 2-го ранга запаса Сергеем Назаровым.
– Сергей Алексеевич, за два десятилетия пребывания крейсера в порту Новороссийска он стал символом для города-героя. Это положение сохранится?
– В середине июня в Новороссийске прошло заседание Морского совета Краснодарского края, работой которого руководил вице-губернатор края. Первый вопрос был «О стоянке крейсера «Михаил Кутузов», и его обсуждение прошло в кают-компании корабля.
Администрация края однозначно считает, что какое-либо перемещение крейсера из Новороссийска нецелесообразно. Корабль за эти годы стал символом города, его брендом.
– Какие рассматривались варианты стоянки крейсера?
– От имени руководства Центрального военно-морского музея были предложены два варианта постоянной стоянки корабля в Новороссийске. Первый – в районе бывшего рыбозавода, где раньше находились действующие причалы, второй – с внешней стороны Западного мола, где построят для этого сухой док.
Первый вариант сразу отпал, так как по генплану это место имеет уже иное назначение. А вот второй имеет немало плюсов для дальнейшего содержания крейсера как мемориального объекта.
– Какие, например?
– В сухом доке корабль установят на кильблоках, а сам док будет заполнен водой, так что у зрителей создастся впечатление, что «Михаил Кутузов» стоит на воде. В такой специально сделанной ванне периодически, один раз в два-три года, вода будет откачиваться, и можно будет проводить обследование подводной части корпуса корабля.
Если немного помечтать, то очистку подводной части от обрастания можно будет проводить с привлечением жителей города, устроив праздник черноморской мидии. Я помню, как 40 членов экипажа за 16 часов очистили 4 тысячи квадратных метров подводной части корабля от обрастания. А если придут 500 человек, то они всю работу выполнят за час. Для любителей морских деликатесов это будет настоящий праздник. Каждый уйдет с мешком мидий.
– Сухой док – это ведь достаточно сложная конструкция?
– Да, сложная. Согласно техническим требованиям, ширина такого дока должна быть в три раза больше ширины корабля, так что его размеры позволят проводить докование кораблей Новороссийской военно-морской базы длиной до 100 метров. Сам крейсер, имеющий длину 210 метров, будет забалансирован, иметь специальные ворота и находиться в проточной воде, чтобы она не застаивалась и не вызывала дополнительного обрастания. Еще один проект, который можно реализовать с использованием сухого дока, – применение панорамного стекла для осмотра днища корабля.
– Наверняка такая работа, имеющая немало плюсов, начнется не завтра?
– Нынешнее состояние корабля позволяет уверенно гарантировать еще три года эксплуатации. Для подтверждения данного факта и сохранения статуса морского музея создана комиссия Министерства обороны и Министерства транспорта РФ.
– Насколько распространена в мире стоянка старых кораблей-памятников именно в сухих доках?
– Знаменитый линкор «Алабама» в США находится именно в сухом доке. Более того, почти во всех штатах, имеющих мемориальные корабли, последние хранятся вот таким способом. Совсем иной подход к хранению применен в Японии. Там известный броненосец «Микадо» просто забетонирован, так что подойти к нему можно не по воде, а по созданной площади.
– Сколько сегодня на борту корабля работников?
– 37 человек. Из них 24 – служба обеспечения безопасности, а 13 – экскурсионный отдел.
– Какой ветер для нынешнего места стоянки корабля наиболее опасен?
– Главная опасность – это шквалы южного направления. Такой ветер может порвать швартовы и переместить корабль в район фарватера. А вот из-за ветров северного направления, при норд-осте возможен навал выходящих судов на крейсер.
– А Севастополь все еще планирует перетащить крейсер боевой славы к себе?
– На Морском совете было озвучено официальное письмо администрации Севастополя. В качестве корабля-музея там предусмотрена установка сторожевого корабля «Сметливый». Передислокации его из Новороссийска не будет. Да, свою службу «Михаил Кутузов» нес в Севастополе, но в Новороссийске он у себя дома. Кстати, Огонь вечной славы, который сейчас горит на площади Героев, был доставлен в Новороссийск именно на нашем крейсере. И был третьим по счету Вечным огнем в стране.
Первый зажгли на Марсовом поле в Ленинграде. Из Ленинграда на поезде огонь был доставлен в Севастополь, а в Новороссийск он попал уже из Севастополя.
– Впечатляет имеющееся на борту корабля вооружение. А когда на крейсере стреляли боевыми снарядами в последний раз?
– Это было в 1988 году, буквально за месяц до постановки корабля на консервацию. Кстати, стрельбы были довольно успешными. «Михаил Кутузов» тогда завоевал Кубок Главнокомандующего ВМФ.
– Какие клубы сегодня существуют на борту крейсера?
– У нас находится «Шхуна ровесников», свои мероприятия проводят нахимовцы, юнармейцы, казачата. Существует и клуб связистов «Радуга», который хотя и считается брюховецким, но связь со всем миром поддерживает с борта корабля. В прошлом году он связывался с орбитальной Международной космической станцией. Также экипаж корабля принимает участие в проведении всероссийских соревнований по судомодельному спорту «Кубок Цемесской бухты». Многих привлекает наша судовая библиотека, насчитывающая 5 тысяч томов. Среди них есть немало раритетных изданий. Кстати, недавно завершена работа над составлением полного каталога библиотеки.
– Многие жители и гости города часто спрашивают: что это на носу корабля за флаг, чем-то напоминающий британский?
– Конечно, к британскому флагу он никакого отношения не имеет. Это одна из флотских реликвий – так называемый крепостной флаг, который поднимается на кораблях 1-го и 2-го рангов при постановке на якорь или при швартовке к причальной стенке. Когда корабль останавливается, то он превращается в крепость, отсюда и название. Кроме того, на корме находится гордость и святыня всех русских моряков – Андреевский флаг. Также в праздничные дни на крейсере поднимается флаг советского ВМФ – красное полотнище с белой звездой, серпом и молотом.
Евгений Лапин