Это третья часть из цикла материалов о Болшевской трудовой коммуне. Вернуться к первой части можно по ссылке.
К 1924 году помимо труддомов действовали также коммуны и колонии. Школы-коммуны были двух типов: учебно-воспитательные учреждения, входящие в систему опытно-показательных учреждений наркомата просвещения, и трудовые коммуны для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных. Отличительными признаками трудовых коммун являлись:
1. Свободный приход подростков в трудкоммуну, пребывание в ней и свобода выхода из коммуны;
2. Максимальное осуществление принципов самоорганизации подростков с минимумом выборных должностей;
3. Постановка труда, образовательной работы, общественно-политического воспитания как необходимых частей подготовки к жизни и работе в советском обществе.
В ведении ОГПУ находились школы-коммуны особого типа, организованные по инициативе Дзержинского для воспитания в производственном коллективе беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей. Наиболее известными были Болшевская трудовая коммуна (1924), Детская трудовая коммуна им. Дзержинского в Харькове (1927), Люберецкая трудовая коммуна №2 им. Дзержинского (1927).
18 августа 1924 года была создана Первая коммуна ОГПУ для малолетних правонарушителей. Ее разместили на территории действующего Совхоза ОГПУ в селе Костино, рядом со станцией Болшево в Подмосковье (отсюда название коммуны). До революции здесь находилось обширное имение предпринимателя Крафта.
В коммуну принимали подростков от 13 до 17 лет и даже 18-25 летних, многие из которых были уже профессиональными ворами, карманниками, «медвежатниками». Начальником коммуны назначается сотрудник ОГПУ Матвей Самойлович Погребинский. С его именем связана история Болшевской коммуны от ее создания до уничтожения.
Погребинский несомненно обладал педагогическим чутьем, талантом, умением разговаривать, слушать и понимать подростков. Чтобы своими глазами увидеть то дно, в котором оказались беспризорные дети, «влезть» в их душу и шкуру, Погребинский ночи проводил у асфальтовых котлов, выдавая себя за «своего», ходил по камерам домов заключения, беседовал с их обитателями. Изучил всю специальную отечественную и зарубежную литературу.
Погребинский был руководителем коммуны до 1928 года. Им же были разработаны и правила Болшевской коммуны:
– отсутствие охраны, вообще всяческого принуждения, добровольность нахождения;
– трудовая деятельность, предусматривающая получение квалификации и достойную зарплату;
– ответственность воспитанников за свои действия не перед администрацией, а перед коллективом.
Коммуна должна была стать витриной гуманного и «научного» подхода ОГПУ и лично председателя ОГПУ Генриха Ягоды к перевоспитанию малолетних преступников. Для этого было мощное финансирование и заинтересованность государства в создании образцово-показательного учреждения, прославлявшего идею «перековки» правонарушителей в строителей социализма. В коммуну были приглашены талантливые педагоги, деятели искусства, науки, культуры.
Продолжение следует...