Найти тему
История ГУЛАГа

Болшевская трудовая коммуна. Правила и идеи

Это третья часть из цикла материалов о Болшевской трудовой коммуне. Вернуться к первой части можно по ссылке.

К 1924 году помимо труддомов действовали также коммуны и колонии. Школы-коммуны были двух типов: учебно-воспитательные учреждения, входящие в систему опытно-показательных учреждений наркомата просвещения, и трудовые коммуны для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных. Отличительными признаками трудовых коммун являлись:

1. Свободный приход подростков в трудкоммуну, пребывание в ней и свобода выхода из коммуны;

2. Максимальное осуществление принципов самоорганизации подростков с минимумом выборных должностей;

3. Постановка труда, образовательной работы, общественно-политического воспитания как необходимых частей подготовки к жизни и работе в советском обществе.

Из альбома «Первая трудовая коммуна». Центральный музей МВД России
Из альбома «Первая трудовая коммуна». Центральный музей МВД России

В ведении ОГПУ находились школы-коммуны особого типа, организованные по инициативе Дзержинского для воспитания в производственном коллективе беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей. Наиболее известными были Болшевская трудовая коммуна (1924), Детская трудовая коммуна им. Дзержинского в Харькове (1927), Люберецкая трудовая коммуна №2 им. Дзержинского (1927).

18 августа 1924 года была создана Первая коммуна ОГПУ для малолетних правонарушителей. Ее разместили на территории действующего Совхоза ОГПУ в селе Костино, рядом со станцией Болшево в Подмосковье (отсюда название коммуны). До революции здесь находилось обширное имение предпринимателя Крафта.

В коммуну принимали подростков от 13 до 17 лет и даже 18-25 летних, многие из которых были уже профессиональными ворами, карманниками, «медвежатниками». Начальником коммуны назначается сотрудник ОГПУ Матвей Самойлович Погребинский. С его именем связана история Болшевской коммуны от ее создания до уничтожения.

Погребинский несомненно обладал педагогическим чутьем, талантом, умением разговаривать, слушать и понимать подростков. Чтобы своими глазами увидеть то дно, в котором оказались беспризорные дети, «влезть» в их душу и шкуру, Погребинский ночи проводил у асфальтовых котлов, выдавая себя за «своего», ходил по камерам домов заключения, беседовал с их обитателями. Изучил всю специальную отечественную и зарубежную литературу.

Из альбома «Первая трудовая коммуна». Центральный музей МВД России
Из альбома «Первая трудовая коммуна». Центральный музей МВД России

Погребинский был руководителем коммуны до 1928 года. Им же были разработаны и правила Болшевской коммуны:

– отсутствие охраны, вообще всяческого принуждения, добровольность нахождения;

– трудовая деятельность, предусматривающая получение квалификации и достойную зарплату;

– ответственность воспитанников за свои действия не перед администрацией, а перед коллективом.

Коммуна должна была стать витриной гуманного и «научного» подхода ОГПУ и лично председателя ОГПУ Генриха Ягоды к перевоспитанию малолетних преступников. Для этого было мощное финансирование и заинтересованность государства в создании образцово-показательного учреждения, прославлявшего идею «перековки» правонарушителей в строителей социализма. В коммуну были приглашены талантливые педагоги, деятели искусства, науки, культуры.

Продолжение следует...