Найти тему
Around Art

Кто создает кино? Не только сценаристы, режиссеры, операторы, а еще и художники по костюмам

К открытию выставки «Время и вещи. Исторический костюм в кино. Киностудия им. М. Горького

Текст: Галина Мумрикова

Фото: Нина Кондратьева

19 августа в новом выставочном пространстве киностудии им. Горького открылась выставка, посвященная историческому костюму конца XVII века – начала XX века. Среди 69 выставочных экспонатов не только костюмы как таковые, но и другие предметы и атрибуты, которые так или иначе фигурировали во время съемок фильмов.

Женский костюм ("красная рубаха", летник).  Отделка сутажом, металлизированной тесьмой со шнуром. Ожерелок и запястья  искусственным жемчугом, бисером. Подкладка из шелковой саржи. Художник по костюмам Элеонора Маклакова. Ожерелок и запястья из шелковой саржи; отделаны металлизированной тесьмой, вышивкой искусственным жемчугом, крупными овальными блестками. Ручная и машинная работа. "Юность Петра" (1980 г.)
Женский костюм ("красная рубаха", летник). Отделка сутажом, металлизированной тесьмой со шнуром. Ожерелок и запястья искусственным жемчугом, бисером. Подкладка из шелковой саржи. Художник по костюмам Элеонора Маклакова. Ожерелок и запястья из шелковой саржи; отделаны металлизированной тесьмой, вышивкой искусственным жемчугом, крупными овальными блестками. Ручная и машинная работа. "Юность Петра" (1980 г.)
Камергерский парадный мундир, сшитый на рубеже XIX-XX вв. по образцу 1855-1856 гг и приобретенный для кинокартины "Анна на шее" (1954 г.) с Александром Вертинским - гордость выставки
Камергерский парадный мундир, сшитый на рубеже XIX-XX вв. по образцу 1855-1856 гг и приобретенный для кинокартины "Анна на шее" (1954 г.) с Александром Вертинским - гордость выставки

Тужурка чиновника 6-8 классов министерства путей сообщения из черного (маренго) цвета. Воротник бирюзовыми выпушками из черного хлопчатобумажного сатина.  Ручная и машинная работа. 1904-1914, Россия. Приобретено для кинокартина "Лев Толстой" (1984 г.). Художник по костюмам  - Элеонора Маклакова
Тужурка чиновника 6-8 классов министерства путей сообщения из черного (маренго) цвета. Воротник бирюзовыми выпушками из черного хлопчатобумажного сатина. Ручная и машинная работа. 1904-1914, Россия. Приобретено для кинокартина "Лев Толстой" (1984 г.). Художник по костюмам - Элеонора Маклакова
Капор. Шерстяной креп, лино, полушелковый сатин, шелковое кружево, искусственные цветы, атласные ленты, шелковый гарус, перо страуса. Ручная работа. "Красное и черное" (1976 г). Художник по костюмам Элеонора Маклакова.  Для роли госпожи де Реналь (актриса Наталья Бондарчук)
Капор. Шерстяной креп, лино, полушелковый сатин, шелковое кружево, искусственные цветы, атласные ленты, шелковый гарус, перо страуса. Ручная работа. "Красное и черное" (1976 г). Художник по костюмам Элеонора Маклакова. Для роли госпожи де Реналь (актриса Наталья Бондарчук)
Платье из узорного шелка. Конец 1900-х. Приобретено для кинокартины "Держись за облака". Художник по костюмам Вячеслав Зайцев
Платье из узорного шелка. Конец 1900-х. Приобретено для кинокартины "Держись за облака". Художник по костюмам Вячеслав Зайцев
1. Шапка. Парча, лино, жемчуг искусственный, норка. Ручная работа. "Юность Петра (1980). Художник по костюм Элеонора Маклакова. Актриса - Наталья Бондарчук.  Роль _ царевна Софья. 2. Волосник. Парча, ажурные металлические накладки, жемчуг искусственный, вязание люрексом. Ручная работа. Художник по костюмам Элеонора Маклакова. Актриса Любовь Германова. Роль - Евдокия Лопухина. 3. Шапка. Парча, лино, ажурные металлические накладки, жемчуг искусственный, трунцал, бисер[, соболь. Ручная работа. "Юность Петра" (1980). Художник по костюмам Элеонора Маклакова. Актриса Тамара Макарова. Роль - Наталья Кирилловна
1. Шапка. Парча, лино, жемчуг искусственный, норка. Ручная работа. "Юность Петра (1980). Художник по костюм Элеонора Маклакова. Актриса - Наталья Бондарчук. Роль _ царевна Софья. 2. Волосник. Парча, ажурные металлические накладки, жемчуг искусственный, вязание люрексом. Ручная работа. Художник по костюмам Элеонора Маклакова. Актриса Любовь Германова. Роль - Евдокия Лопухина. 3. Шапка. Парча, лино, ажурные металлические накладки, жемчуг искусственный, трунцал, бисер[, соболь. Ручная работа. "Юность Петра" (1980). Художник по костюмам Элеонора Маклакова. Актриса Тамара Макарова. Роль - Наталья Кирилловна

Название выставки появилось неслучайно. В 1990-м году в издательстве «Искусство» вышла книга Якова Ривоша, художника кино, выпускника 1931 года высших курсов искусствоведения Института истории искусств в Ленинграде. Книга так и называлась: Время и вещи. Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров в России конца XIX – начала XX века. Материал для этой книги Яков Ривош искал в архивах, в частных коллекциях, в альбомах друзей, писал комментарии. Так получилась уникальная книга, и открывшаяся выставка – дань его памяти.

Костюм царевны Софьи. "Юность Петра" (1980 г). Художник по костюмам  Элеонора Маклакова. В роли царевны Софьи актриса  Наталья Бондарчук.
Костюм царевны Софьи. "Юность Петра" (1980 г). Художник по костюмам Элеонора Маклакова. В роли царевны Софьи актриса Наталья Бондарчук.

«Наша новая выставка костюмов – это замечательная возможность узнать много интересного о моде и истории кино. Представьте, именно в этих платьях и костюмах актеры легендарных исторических фильмов Киностудии им. М. Горького перевоплощались в образы царей и князей, литературных и исторических персонажей. Предметы одежды со сложным кроем, узорами и инкрустациями, над которыми работали выдающиеся художники по костюмам, бережно подготовили к выставке сотрудники нашего комплекса костюма и реквизита. И теперь любой желающий может свободно прийти и увидеть эту коллекцию своими глазами», – говорит генеральный директор Киностудии им. М. Горького Юлиана Слащева.

О художнике по костюмам, чье имя, как правило, теряется в титрах, вспоминают, когда находят в кадре какие-то ляпсусы и несуразицы, а когда все соответствует, то комплименты и восторги достаются актерам, режиссеру, оператору, композитору, но уж никак не художнику по костюмам. Несправедливо. А ведь до недавнего времени, до эпохи компьютерной графики, каждый наряд и атрибут, тем более исторический, требовал от художника соблюдения той самой исторической правды, таланта, мастерства, умения работать с материалом и т.д. Многое трудно было найти. Тогда приходилось искать, доставать ту или иную ткань, аксессуары, предметы быта. Шили, вязали вручную, придумывали узоры.

На выставке представлены работы к 16 историческим фильмам, в числе которых картины Сергея Герасимова "Лев Толстой", "Юность Петра", "Красное и черное", а также "Униженные и оскорбленные" с Настасьей Кински, Никитой Михалковым и Александром Абдуловым.

Художников костюмерных цехов в киностудии немало. Среди них Яков Ривош, Ольга Кручинина, Эльза Рапопорт, Наталья Шнайдер, Мариам Быховская, а также легендарная Элеонора Маклакова, художник по костюмам кино, театра и телевидения, лауреат американской телевизионной премии «Эмми», которую она получила за создание костюмов к фильму «Петр Великий». Сделанные ею эскизы находятся в синематеке Парижа, в музее Большого театра, музее Пушкина, в частных коллекциях. Она участвовала в создании более 30 фильмов, а сейчас именно ее ученица Ольга Поликарпова – куратор экспозиции «Время и вещи».

Вещи, костюмы, платья, головные уборы… Они рассказывают нам о времени и людях, которые всем этим пользовались. Вещи не молчат – они говорят на своем языке. Они присутствуют в фильмах, которые мы ностальгически пересматриваем. Давайте ж обратим внимание в титрах на фамилии художников по костюмам...

Выставка открыта до 30 октября.

#искусство#кино#выставки

#киностудия им.Горького