Найти в Дзене
Читай & Мысли

«Учитель Гнус» и «Вверх по лестнице, ведущей вниз» – Две очень разные книги про тех, кто преподаёт

Ежегодно тысячи учителей и вузовских преподавателей отправляются в классы и аудитории вести свои предметы. Каждый из нас был когда-то учеником, студентом, но немногие оказывались «по ту сторону баррикад» — за учительским столом. Нагрузка на педагогов огромная. Они постоянно взаимодействуют с детьми и подростками, готовятся к урокам (не менее тщательно, чем ученики), проверяют бесчисленные работы, пишут отчёты, которые требуют образовательные учреждения. Педагогам почти невозможно «оставлять работу на работе». Преподавание становится не просто профессией, а образом жизни, особенно если это работа по призванию. Образ жизни и мыслей преподавателя раскрывает один из известнейших романов о школе – «Вверх по лестнице, ведущей вниз» (Up the Down Staircase, 1964). Написала его внучка писателя Шолом-Алейхема – американская писательница (и педагог) Бэл Кауфман. Она рассказывает, как пришла преподавать в школе, мечтая нести, что называется, свет знаний. Но, разумеется, её идеализм подвергается се

Ежегодно тысячи учителей и вузовских преподавателей отправляются в классы и аудитории вести свои предметы. Каждый из нас был когда-то учеником, студентом, но немногие оказывались «по ту сторону баррикад» — за учительским столом.

picture by Barry Zhou at Unsplash.com
picture by Barry Zhou at Unsplash.com

Нагрузка на педагогов огромная. Они постоянно взаимодействуют с детьми и подростками, готовятся к урокам (не менее тщательно, чем ученики), проверяют бесчисленные работы, пишут отчёты, которые требуют образовательные учреждения.

Педагогам почти невозможно «оставлять работу на работе». Преподавание становится не просто профессией, а образом жизни, особенно если это работа по призванию.

Образ жизни и мыслей преподавателя раскрывает один из известнейших романов о школе – «Вверх по лестнице, ведущей вниз» (Up the Down Staircase, 1964). Написала его внучка писателя Шолом-Алейхема – американская писательница (и педагог) Бэл Кауфман.

Она рассказывает, как пришла преподавать в школе, мечтая нести, что называется, свет знаний. Но, разумеется, её идеализм подвергается серьёзным испытаниям. Начинаются «суровые будни»:

… о раздражении, опустошённости, переутомлении, неблагодарности. Об усталости к трём часам дня и усталости по пятницам. О раннем подъёме к первому уроку, о том, как одеваюсь зимой при электрическом свете, чтобы успеть пробить табельную карточку до сигнального звонка, успеть стереть ругательство с доски…
кадр из клипа на песню Gangsta's paradise, 1995
кадр из клипа на песню Gangsta's paradise, 1995

Вот что главная героиня Сильвия Баррет думает о жестоком несоответствии своих высоких целей в профессии с теми реалиями, с которыми она сталкивается при преподавании (это противоречие закреплено и в названии романа):

Чем выше я стремлюсь, тем больнее ушибаюсь, когда падаю.

На первых порах Сильвии непросто заинтересовать учеников английской литературой. Время и усилия тратятся на преодоление равнодушия и даже враждебности класса:

Начинаю запоминать их имена и разбираться в том, что их волнует. Мне даже кажется, что я могу помочь им, если только они мне это позволят. Но я всё ещё Чужая и Враг; я ещё не прошла испытание. Враг Эдди Уильямса – потому что у меня белая кожа; Джо Фероне – потому что я учительница; Вивиан Пейн – потому что я худая.

Равнодушие и враждебность исходят подчас и от коллег. Баррет сталкивается с бюрократической волокитой, невозможностью «протащить» малейшие усовершенствования, с «выгоранием» коллег. Но она не отчаивается.

Сколько бы ни было бессмысленно растраченного времени, тупости, невежества, злоупотреблений, сколько бы ни было огорчений, всё можно вынести, потому что нет ничего более прекрасного, чем школа. В каждом классе, на каждом этаже здесь происходит нечто очень важное – молодёжь вступает в мир знаний.

Баррет постепенно осознаёт, что именно помогает вынести эти трудности.

Любовь – высшее человеческое чувство. Оно требует взаимности. Я хотела, чтобы все мои ученики любили меня, все – от А (Аллен) до Я (Янг) по классному журналу. «Полюбите и вы нас,» – просили они. Но у меня не было к ним подлинных чувств. «Полюбите меня, полюбите меня!» – призывали Алиса и Вивиан и все остальные. Может быть, теперь я сумею.

То есть, пройти путь совершенствования можно только благодаря любви и самоотдаче. Никакое принуждение, «дрессура», строгость, требовательность не помогут, если ученики будут чувствовать фальшь, а тем более – нелюбовь к себе.

picture by Sharon McCutcheon at Unsplash.com
picture by Sharon McCutcheon at Unsplash.com

Итог романа я раскрывать не буду. Отмечу ещё, что произведение имеет необычную структуру и форму повествования. Хотя это и не про российскую школу, всё же, конечно, стóит читать. Большинство проблем, поднятых в книге, – общечеловеческие.

Вторая книга, о которой хотелось бы рассказать, – совершенно иного рода. Её название и отталкивающее, и интригующее: «Учитель Гнус» (Professor Unrat, 1905). Это роман немецкого классика – Генриха Манна, старшего брата Томаса Манна. Братья были талантливыми прозаиками, чьи произведения, среди прочих, сделали немецкоязычную литературу великой. Сага «Будденброки» Томаса Манна, например, того же масштаба, что «Сага о Форсайтах» Голсуорси или «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина.

«Учитель Гнус» – история немолодого и строгого гимназического учителя, который, неожиданно для себя самого и для всех вокруг, кардинально меняет свою жизнь ради любви молоденькой певички.

Вообще-то учителя звали Раат (“Raat”), но шкодливые ученики прозвали его – требовательного и занудливого – Унрат (“Unrat” по-немецки: «отбросы», «мусор»). Вот и получился в русском переводе «Учитель Гнус» (вместо «Раата» в некоторых наших изданиях его называют «Нусс», чтобы оправдать использование слова «гнус»).

Der blaue Engel, 1930
Der blaue Engel, 1930

С самого начала Раат предстаёт малосимпатичным персонажем. Его не любят в гимназии, где он преподаёт всю жизнь и считается «вечной величиной». Над ним (его строгостью и принципиальностью) подшучивают в городке, где большинство жителей – выпускники той самой гимназии и обучались в своё время у «Гнуса». Он и сам никого не любит, он, по сути, мизантроп. Вот, например, что он говорит новенькому ученику, неверно ответившему на уроке:

Вы уже третий представитель вашей династии, с которым я имею дело. Я ненавижу всю вашу семью.

Трагедия Раата в том, что он несчастен как в стенах гимназии (где так много «бестолковых» и «распущенных» учеников, что «зла не хватает»), так и вне их: ему трудно ладить с людьми, вообще. Притом оказывается, что вне гимназии ему совсем тяжело, что он не приспособлен ни к чему, кроме преподавания.

А из гимназии его уволят. Причиной, по иронии судьбы, будет «аморальный образ жизни».

Раат, озабоченный моральным обликом гимназистов, как-то проследил их после уроков до кабака, где на сцене пела и плясала некая Роза Фрёлих. Раат влюбился в молоденькую Розу и совершенно потерял голову. И совсем скоро он стал игрушкой в её руках, женился на ней, промотал все сбережения, стал безработным. Тогда-то жители городка «отвели душу»: отыгрались на бывшем учителе за его былое морализаторство, за старые обиды. Падение Раата было полным (полное название романа, кстати, «… или Конец одного тирана»).

Der blaue Engel, 1930
Der blaue Engel, 1930

Интересно, что в экранизации 1930 г. с Марлен Дитрих в роли «коварной соблазнительницы» учитель показан персонажем, вызывающим сочувствие. Если в книге Раат – мерзкий тип, выпавший из привычной среды и не сумевший приспособиться вне её, то в фильме он человек, который «хотел как лучше», а потом просто слишком сильно полюбил неподходящую женщину. Фильм называется «Голубой ангел» в честь кабака, где «Гнус» встретил свою недобрую судьбу.

Итак, вот две книги об учителях и два типажа. В первом случае это Учитель по призванию, человечный и любящий. Во втором – учитель по привычке и просто потому, что у него была такая должность.

Сильвия Баррет постоянно развивалась сама и поощряла самостоятельное мышление у учеников. «Гнус» закоснел, замер в развитии и пресекал любое свободомыслие. Это и есть две грани, две крайности системы образования. Она сочетает несочетаемое: свободу и несвободу. Прекрасный, высокий идеал, безграничность мира знаний, с одной стороны, – и жёсткие требования, ограниченность программы, которую необходимо усвоить, с другой. Где-то в середине этой системы, «меж двух огней» и работают педагоги. И это, действительно, сложная работа.

Читайте также: Книги из школьной программы: могут ли школьники их любить?

#школьное образование #культура #школьные годы #что читать