Компания Lifehacker Coffee начиналась с 15 полноформатных кофе-баров, которые весной 2020 вместо прибыли стали убыточными. Торговые центры закрывались для посещения, а арендодатели требовали оплату несмотря на карантин.
Расскажем, как наша команда стала сильнее в кризисный 2020. Как мы выросли с нуля до 1500+ кофеен самообслуживания за один год вместе с нашими партнерами.
Больше кофе — ещё лучше
В 2019 году кофеен в России стало больше, чем баров. За последние 10 лет россияне стали пить в два раза больше кофе. 57% регулярно покупают его с собой, 22% делают это каждый день.
Общий объем рынка — 130 млрд рублей. Потенциал роста с учетом спроса — 1 трлн, то есть кофеен в России может быть в 7 раз больше, чем сейчас, и рынок не будет заполнен.
Как мы стали сильнее в кризис
Чтобы выжить и вырасти в условиях пандемии, нужно было меняться. И в первую очередь, избавиться от проблем и затрат классической кофейни.
Тогда родилась идея оставить ключевую ценность кофейни — качество напитка, но исключить статьи расходов: сотрудников и аренду помещений. Осталась точка самообслуживания размером 1 м², которая за одну минуту готовит кофе из cвежемолотых зерен авторской обжарки. Так появились кофейни самообслуживания и компания Lifehacker Coffee.
Об одном, но по-разному
В чем отличия классической кофейни и кофейни самообслуживания. В России культура потребления кофе только развивается. Жители крупных и небольших городов берут кофе с собой, а популярность кофеен с посадочными местами резко сокращается.
Если для окупаемости классического кофе-бара нужно продавать 80-100 напитков в день, то в кофейнях самообслуживания — 2-3, а чтобы выйти на окупаемость в 10-12 месяцев — 20-30 напитков в день. При этом стоимость одного стаканчика кофе — 100 рублей.
Проблемы классической кофейни:
- Инвестиции. Для открытия бизнеса потребуется от 600 тысяч рублей до 2 миллионов.
- Сотрудники. Затраты на сотрудников — большая статья расходов для бизнеса. Подбор подходящего персонала, обучение бариста, ежемесячных выплаты на зарплаты и налоги на персонал.
- Food cost. Себестоимость ингредиентов в среднем 30-40%. Сложности с поставкой, просрочка продуктов.
- Рентабельность — 15-20%
- Локации. Самое сложное — найти подходящее место для бизнеса. Трудности с переездом в другое место.
- Аренда. Большая статья расходов.
Преимущества мини-кофейни:
- Инвестиции. От 350-400 тысяч рублей.
- 0 сотрудников. Отсутствие людей снижает риск совершения ошибок. Не придется тратить ресурсы на обучение, волноваться из-за постоянной текучки кадров, разбирать вопросы воровства продукции.
- Food cost. Дешевле на 30%, никаких просрочек продуктов.
- Локации. Площадь кофейни 1м², можно поставить где угодно.
- Аренда. Не нужно искать особое помещение и тратить значительную часть выручки на аренду. 1м² стоит ~ 2500 рублей.
- Рентабельность — 50-60%
В чем сила? Сила в партнерстве
Летом 2020 года мы приняли решение развивать партнерскую сеть. Простая бизнес-модель с минимальным риском и результаты партнёров кратно увеличили продажи. Компания не привлекала инвестиции и не развивала собственную розницу: быстрый рост обеспечил фокус на развитие партнерской сети.
Одна кофейня приносит владельцу от 30 000 до 120 000 рублей чистой прибыли ежемесячно, в зависимости от города, плотности населения и выбранной локации. Каждый третий партнёр Lifehacker Coffee владеет более двух кофеен и развивает собственную сеть.
Такая бизнес-модель успешно используется в Макдоналдс и Subway, где также развивают партнерскую сеть. Это возможность быть гибкими и быстрее других реагировать на внешние изменения.
Партнеры вносят ощутимый личный вклад в развитие франшизы: придумывают новые способы продвижения своих бизнесов, используют нестандартные инструменты для привлечения внимания к кофейням самообслуживания.
Так в июле мы подписали 10 договоров, в сентябре — 40, в ноябре — 180. Произошел резкий рост до 700 точек за 7 месяцев, а еще через 5 месяцев у нас было 1500 точек по России и СНГ.
Бизнес «кофе с собой», как и продажа кофе в целом становится выгодным делом. Сегодня у россиян есть возможность не только пить кофе и спорить о его роде, но и открыть собственную мини-кофейню.