Обычное представление обывателей (из которых формируются ряды людей, не верящих в полеты американцев на Луну 50 лет назад, состоит в том, что фотографирование на Луне обычным фотоаппаратом с обычной фотопленкой невозможно. А если НАСА демонстрирует фотографии и заявляет, что они были сделаны на поверхности Луны, то это "сказки". "Сказки" это самый безобидный термин из богатого лексикона лунных конспирологов. Пленки на поверхности Луны, по их мнению, должны были: расплавиться, потрескаться, сломаться, сгореть, превратиться в пыль... в зависимости от того, какое у конспиролога представление о температуре на поверхности Луны, и насколько он представляет себе особенности температуры в вакууме. И кроме того, фотопленка по мнению конспирологов (Юрий Елхов, например), должна быть полностью засвечена радиацией.
Если говорить о высоких температурах, то я поместил обычную слайдовую пленку в электродуховку на один час при температуре 120 градусов. Пленка не оплавилась, изображение не исчезло. Это есть у меня на видеоролике, желающие могут посмотреть. Я также помещал те же пленки на час при температуре 200 (!) градусов. Пленка испортилась, слегка оплавилась, но не сгорела. Пленку в вакуум помещали сторонники нелетания. Пленка осталась цела. Ничего с ней не случилось. Небольшой сдвиг по цвету. Вот и все.
Но это все современные эксперименты, пусть даже и кустарные и очень любительские. А проводились ли профессиональные научные опыты и эксперименты? Не будет ли пленка засвечена?
1995 год. Эксперимент: "Влияние космической радиации на фотоматериал в космосе". Выводы для космических фотографов утешительные - если использовать пленки с чувствительностью менее 400 единиц, то деградация изображения минимальна. Кстати, 400 единиц для фотопленок это не так уж и мало. В СССР пленка в 250 единиц ГОСТ (ГОСТ был примерно равен ISO) считалась самой высокочувствительной на любительском рынке. А другого и не было.
Но это 1995 год. А знали ли об этом ДО полетов на Луну? Не полетели ли туда астронавты на авось? Или снимали в студии, не зная, что на Луне пленка засветиться, расплавится...?
Проводились эксперименты. Вот эти работы по влиянию радиации на фотопленки:
Corney, G. M. "The Effect of Gamma-ray Exposure on Camera Fiims," Photographic Science and Engineering, Volume 4, Number 5, September-October 1960
Boiler, B. K. "Sensitometric Effects of Million-volt X-rays on Selected Kodak Films," Photographic Science and Engineering, Volume 8, Number 4, July-August 1964.
Честно скажу, я эти работы не нашел вживую. Но нашел вот такую:
1965 год. Еще не случился пожар, унесший три жизни. Но уже в НАСА ищут оптимальные пленки для съемки на поверхности Луны и отрабатывают саму возможность съемки.
Авторы отметили, что в космосе, и особенно на поверхности Луны, перед фотографом встанут проблемы, которые невозможно найти на Земле. Надо сказать, Америку они не открыли. Это и так понятно, что условия будут суперэкстримальными.
Итак перед авторами стоял вопрос - как поведет себя пленка в условиях вакуума и ненормальных для пленки температур - крайне низкой и крайне высокой. И еще радиация.
Вышеприведенная обложка - это финальный отчет, который подводил итог шестимесячной работы, проведенной научным и инженерным персоналом компании Edgerton, Germeshausen & Grier, Inc.
Что это за фирма:
"EG&G, официально известная как Edgerton, Germeshausen и Grier, Inc., национальный оборонный подрядчиком Соединенных Штатов и поставщик управленческих и технических услуг. Компания занималась контрактными услугами для правительства Соединенных Штатов во время Второй мировой войны и проводила исследования и разработки в области вооружений в эпоху холодной войны (с 1948 года и далее).Она тесно сотрудничала с некоторыми наиболее значимыми правительственными технологиями.
В 1950-х и 1960-х годах EG&G участвовала в ядерных испытаниях в качестве крупного подрядчика Комиссии по атомной энергии. EG&G широко использовала испытательный полигон в Неваде (NTS) для разработки оружия и высокотехнологичных военных испытаний в Nellis AFB. EG&G разделила операционную ответственность за NTS с Ливерморскими лабораториями, Raytheon Services Nevada, Reynolds Electrical and Engineering (REECO) и другими. Впоследствии EG&G расширила спектр своих услуг, предоставляя услуги по управлению объектами, технические услуги, безопасность и подготовку пилотов для военных и других правительственных ведомств США. EG&G производит различные продукты для зондирования, обнаружения и визуализации, включая оборудование ночного видения, датчики для обнаружения ядерных материалов и агентов химического и биологического оружия, а также различные акустические датчики. Компания также поставляет правительству микроволновые и электронные компоненты, системы безопасности и системы радиоэлектронной борьбы и противоминного противодействия."
Как видим, вполне авторитетная организация. Кстати, параллельно с выбором пленки, разрабатывали и камеру для лунной съемки. Этим занималась фирма Goertz Optical Company. Часто любители истории космонавтики задают вопрос - а почему НАСА не сделала еще и свой специальный лунный фотоаппарат? Вот мы видим - пытались сделать нечто "кастомное". Но если уже готовый аппарат отвечал всем требованиями, зачем было создавать еще и другой. Проще было довести до ума готовый Хассельблад. Что и было сделано. Покрасили в светлый цвет, убрали резину, смазку, которая могла закипеть, сделали большие клавиши и помудрили с затвором. Ну и поставили еще моторный блок. И сделали большие кассеты для пленки.
Что исследовали авторы
ВАКУУМ
Экспозиция пленки в условиях вакуума не показала изменения сенситометрических показателей. Съемка в обычных условиях и съемка в условиях вакуума дала одинаковые результаты. Единственный минус был в выводе влаги из эмульсии и подложки и возможности растрескивания пленки. Но если пленка будет скручиваться эмульсией внутрь рулона, эта проблема была минимизирована. И туго смотанная пленка также теряла влагу крайне медленно.
Была также замечена повышенная характеристика пленки к накоплению статического электричества. Как с этим боролись создатели Хассельблада? К стеклу подводили сверху и снизу два электрода, которые убирали статику. Кстати, именно два контакта, которые оставляли на негативе две лунообразные выемки, позволили Анатолию Панову (или это был Коновалов?) развить глобальную теорию фальсификации. Я этого касался в одной из моих старых публикаций.
Вот те самые контакты для отвода статического электричества.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ
Исследования показали, что высокая температура выше 50 градусов приводит к увеличению вуали, что впрочем не катастрофично вплоть до уровня вуали 0,7. Однако, астронавтов на Луне супер высокие температуры не ждали. А вот низкие вред причинить могут. Но кривая чувствительности резко падает лишь при очень низких температурах. Наблюдается также и искажение цветового баланса. При минус 80 чувствительность падает на 4 порядка. На Луне такой температуры не было.
Как видим, 20-21 июля 1969 года в месте высадки Орла температура на поверхности была -23 - +7.
РАДИАЦИЯ
Для оценки влияние радиации на пленку были использованы расчетные данные по уровню радиации на поверхности Луны. Опасности исходящие от переменчивого Солнца были рассчитаны на основе измерений солнечных циклов. Расчеты показали, что реальной опасности не будет со значительной вероятностью.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Вся глава 4 посвящена описанию экспериментов по поведению пленки в вакууме, высокой и низкой температурах, а также при облучении разными видами радиации (страницы 67 - 122). Описывать их здесь смыла не имеет. Каждый может скачать указанную работу, оценить условия проведения экспериментов, может даже повторить их (холодильники, микроволновки и электродуховки есть у всех).
Но вот несколько из этих экспериментов. Пленка была помещена в вакуумную камеру на 5 суток. Изучение пленки под микроскопом не выявило дефектов. Еще один эксперимент был поставлен с тем, чтобы узнать, будет ли изменение в сенситометрии. Несколько пленок провели 5 суток в вакууме. Визуальной разницы с пленками, которые не подвергались издевательствам со стороны экспериментаторов, не было.
И еще 55 страниц графиков, таблиц, описаний экспериментов и много чего другого. Кому интересно, читайте.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Это главы пятая и шестая. Страницы 123 - 146
НАШ ГЛАВНЫЙ ВЫВОД
НАСА готовилось к фотосъемке на поверхности Луны. Заказало проведение испытаний в условиях приближенных к тем, какие могли ждать астронавтов с фотокамерами. Исследования длились шесть месяцев, были сделаны выводы и даны рекомендации. В целом непреодолимых препятствий для фото/киносъемки на поверхности Луны не было обнаружено.