Найти тему
Городской Курьер

"Я помню, как призывники приезжали в Чечню и тут же гибли десятками" - война глазами десантницы

Традиции и реальность. Раз в году десантники всей страны имеют законное право искупаться в фонтане, но не все им пользуются

Ирма Крекнина

Да, саровские десантники эту традицию не считают обязательной: в слишком маленьком городе не все к подобному занятию отнесутся с пониманием, а честь голубого берета – не тот предмет, которым хотелось бы рисковать…

Я заметила, что десантный автопробег по городу с флагами ВДВ и порой с продолжительными голосистыми сигналами не воспринимался людьми как досадное беспокойство – и мужчины, и женщины даже (очень удивили почтенные бабушки, которые воодушевленно кричали с тротуара «с праздником!») с одобряющим любопытством смотрели на колонну цвета неба и всячески приветствовали марафонцев. Ветераны войн Афганистана и Чечни в почете у саровчан, которые понимают, насколько это мужественно и сильно в нашем – что таить, уже очень потребительском и сытом – мире уметь рисковать жизнью во имя страны и присяги.

Остался в ущелье…

Утро. Я думала, что единственный день в году, в котором мне хочется плакать, не переставая и не запрещая себе признавать законность своих слез – это 9 мая. Оказалось, не только…

Дивеево. У могилы Андрея Зайцева – десантника, погибшего во время второй чеченской в Аргунском ущелье, пришлось прятать мокрые глаза. Девятнадцатилетний юноша с русским открытым лицом под огнем противника шагнул в вечность и вернулся домой «грузом-200». Об этой страшной бойне на высоте 776 написано много, очень много… Масса домыслов и слухов, но факт, что из восьмидесяти псковских десантников под командованием капитана Марка Евтюхина («Герой России» посмертно) вернулись домой только шестеро…

«Я тоже помню, как призывники приезжали совсем юными в Чечню и тут же погибали десятками…» – грустно вздыхает Наталья Лымаренко, участница первой чеченской войны. Мы молчим, глядя на могилку, убранную цветами и с горящей лампадкой.

Десантура много видела

Митинг у Вечного огня, фотографирование у памятника погибшим воинам-интернационалистам, молебен у кладбищенской часовни, посиделки со спортивными состязаниями взрослых и детей на ВДВшном пятачке у Сатиса – да, это было важно и нужно, но отчего-то пронзительное чувство невозместимой, но такой возможной на войне утраты ощутилось именно на могиле юного десантника.

«Потому-то у нас и песни такие грустные. У других родов войск не так. Слишком много десантура видела…» – говорит Юрий Цитриков, разведчик, стараниями которого я увидела все мероприятия ВДВ.

Я слушаю грустную и светлую мелодию «Расплескалась синева, расплескалась…». И мне хочется подпевать бесконечно долго…

Женское лицо

У войны – не женское лицо. Конечно, к тому штампу мы привыкли давно и нет-нет да и сами употребляем его в будничной речи и в статьях на тему… Но реальность куда сложнее. Наталья Лымаренко попала на первую чеченскую войну, будучи военнослужащей войск связи, в довольно зрелом возрасте. Фактически моей ровесницей. Но мне ни в каком сне не приснится, как я в другой реальности буду носить нож за голенищем на случай окружения и последнего шанса не попасть в плен (русская женщина и восточный плен – еще более несовместимые вещи, нежели женщина и война). Как привыкну к еженощным обстрелам и десяткам мертвых мальчиков, отправляемых к родным тем самым горьким грузом… Отнюдь не уверена, что осталась бы в своем рассудке. А Наталья осталась… И до сих пор верна принципам и идеям десантного братства – ходит в полевые походы с детьми и взрослыми, организуемыми председателем саровского отделения ВДВ Павлом Новаевым, и совершенно безвозмездно кашеварит и помогает. У Натальи не решен квартирный вопрос – в Саров она в свое время приехала с Байконура и так и не получила отдельного жилья: комнатка в 13 метров с коридорной системой на Зернова – вот и все, что может пожаловать Родина ветерану одной из самых несправедливых и кровавых войн современности. Кто как, а лично я убеждена, что это большое упущение Родины…

Впрочем, возвращаясь к празднику – председатель отделения ВДВ Павел Новаев попросил меня исправно поснимать праздник десантников, дабы развенчать миф, что «у ВДВ только пьянки да купания в фонтане». Снимала и развенчивала – фото к вниманию читателей.

Награжденные

Медалью «90 лет ВДВ России» на митинге у Вечного огня, посвященном празднику ВДВ, удостоены Виктор Тимченко, Евгений Зайцев, Александр Бурцев, Николай Гришин, Николай Интяпин, Алексей Фатькин, Вячеслав Кузьменко, Станислав Кузнецов, Юрий Цитриков, Дмитрий Балясников, Вячеслав Юфкин, Виктор Миротворский, Алексей Харьков, Константин Быков.
Медалью «За верность десантному братству» награждены Эдуард Половинкин, Иван Харьков, Роман Перминов, Сергей Богачев, Василий Овчинников, Игорь Зубов, Евгений Агеев, Денис Шошин.