Найти в Дзене
Задача выжить

Эсминец вместо фрегата - на что способен предшественник «Горшкова» и почему от него отказались?

Оглавление

На данный момент фрегаты проекта 22350 являются самыми продвинутыми на нашем флоте, однако мало кто знает, что изначально вместо этого корабля хотели строить другой – эсминец проекта 21956. Позже от этой идеи пришлось отказаться практически на стадии реализации. Что это за корабль и почему от него отказались мы сейчас и расскажем.

Источник: bastion-opk.ru, автор - А.В. Карпенко. На фото модель перспективного эсминца проекта 21956, представленная в 2009 году.
Источник: bastion-opk.ru, автор - А.В. Карпенко. На фото модель перспективного эсминца проекта 21956, представленная в 2009 году.

Приветствую на канале!

В середине «нулевых» флот начал разработку концепции, согласно которой он должен восстановиться после крайне тяжёлых 90-х годов. Одним из вариантов было создание нового крупного корабля, который сможет взять на себя весь спектр решаемых задач и, по идее, серьёзно удешевить строительство за счёт других классов кораблей - МРК, корветов, фрегатов. Причём таких кораблей строить много не планировалось, так как соединение из нескольких единиц могло успешно противостоять практически любому соединению противника, включая злободневные АУГ. И вот в 2007 году был представлен проект эсминца проекта 21956 от «Северного проектно-конструкторского бюро», который в своё время навёл массу шума и до сих пор всплывает в сети. Что же за корабль такой? По размерам довольно крупный – длина свыше 160 метров, а ширина 19. При этом водоизмещение достигает 9000 тонн, что значительно больше, например, чем у того же «Горшкова» (около 5000 тонн). А вот ударного вооружения для таких габаритов у него было сравнительно немного – всего 16 ячеек, но уже под «Калибры», правда тогда это называлось Club-N с экспортной ориентировкой. Вероятно, будь корабль в металле, он мог не только «Калибры» применять, но тогда всё задумывалось именно вокруг него. Хотя главной фишкой было его зенитное вооружение.

Источник: forums.airbase.ru. Ключевым отличием от проектов более ранних является широкое применение технологии "Стелс", что существенно повысило бы выживаемость при ведении боевых действий, особенно на большом расстоянии.
Источник: forums.airbase.ru. Ключевым отличием от проектов более ранних является широкое применение технологии "Стелс", что существенно повысило бы выживаемость при ведении боевых действий, особенно на большом расстоянии.

Речь идёт об С-300Ф, правда уже на новый лад – серьёзно допиленном и оптимизированном. В носовой части корабля предполагалась установка 6 барабанов, аналогичных тем, что стоят на крейсерах проекта 1144, только там их в 2 раза больше. В одном таком барабане помещается до 8 ракет 48Н6Е2, предельная дальность которых достигала 200 километров – на данный момент на флоте такой дальностью ЗРК может похвастаться только «Пётр Великий» и «Маршал Устинов» проекта 1164. Вероятно, в случае реализации проекта, в наше время он бы получил 77Н6-Н от ЗРК С-500. Однако главной «фишкой» ЗРК конкретно этого корабля было то, что он мог получит в своё распоряжение ЗУР семейства 9М96, что сразу ставит его на голову выше собратьев. Почему? За счёт увеличения боекомплекта – по проекту, в один барабан можно было загрузить до 32 ЗУР семейства 9М96. У этой ракеты дальность около 50 километров, однако не стоит забывать о том, что сейчас ЗУР получили серьёзное развитие – для нашего флота поставляется 9М96Д с дальностью до 150 км, практически в тех же габаритах (чуть длиннее). Таким образом, пожертвовав немного дальностью, можно получить эсминец со 192 зенитными ракетами на борту, что очень и очень весомо. А если таких корабля в соединении два-три? Всё это преимущество, увы, разбивается об ограниченное количество одновременно обстреливаемых целей, но зато боекомплект не кончится сто процентов.

Источник: Википедия. На фото пусковые комплекса С-300Ф на 64 ракеты. Интересный факт - при модернизации крейсера "Адмирал Нахимов" учитывается применение ракет семейства 9М96, что позволит крейсеру нести до 384 ЗУР минимум. Кстати, скоро выйдет материал по модернизации крейсера.
Источник: Википедия. На фото пусковые комплекса С-300Ф на 64 ракеты. Интересный факт - при модернизации крейсера "Адмирал Нахимов" учитывается применение ракет семейства 9М96, что позволит крейсеру нести до 384 ЗУР минимум. Кстати, скоро выйдет материал по модернизации крейсера.

Одной из причин откладывания проекта в дальний ящик является явный дисбаланс вооружения - ПКР всего 16 (и то часть будет занята противолодочными ракетами), а ЗУР аж 192. Но зато эти ракеты можно частично использовать в качестве противокорабельных, на ближней дистанции конечно. Для сравнения – на перспективных фрегатах 22350М, которые, кстати, и сместили эсминцы проекта 21956, под зенитное вооружение отведено от 64 до 98 пусковых (по разным данным), что значительно меньше нашего эсминца. Но что же всё таки сгубило проект? Ответ прост – цена. В сети встречаются цифры, которые иначе как баснословными не назвать – до 2.5 млрд долларов, что в переводе на рубли по курсу 2011 года составляет почти 74 млрд. Думаю, не трудно догадаться, почему корабль оказался в пролёте. Как сказано выше, его сместили фрегаты проекта 22350 – более сбалансированные, относительно легко строящиеся, а местами более продвинутые. Да и стоит он значительно дешевле – в том же 2011 году флоту он обошёлся в 18 млрд рублей. Сейчас они, конечно, дороже и цена доходит, до разным оценкам, до 40 млрд рублей, однако не стоит забывать о серьёзном усилении тех фрегатов, которые сейчас закладывают для флота – ударного вооружения уже не по 16 ракет, а по 32. Про «М»-версию и не говорим. Даже с учётом курса они в два раза дешевле.

Источник: sdelanounas.ru. На фото корветы проекта 20380, их общая цена равняется примерно 55 млрд рублей. Если пересчитать стоимость эсминца проекта 21956 на современные реалии, то можно построить до десятка таких корветов и полностью перевооружить, например, Черноморский флот.
Источник: sdelanounas.ru. На фото корветы проекта 20380, их общая цена равняется примерно 55 млрд рублей. Если пересчитать стоимость эсминца проекта 21956 на современные реалии, то можно построить до десятка таких корветов и полностью перевооружить, например, Черноморский флот.

Трудно представить, сколько бы стоял сейчас один такой эсминец, если уже в 2011 году его цена превышала главного конкурента – эсминцы типа «Арли Бёрк», ценник которого не превышает 2 млрд долларов в максимальной комплектации.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись - нас больше 22 000. Спасибо каждому!