Найти тему
Белые кораблики

Герои поттерианы в книгах и фильмах. Отличия. Продолжение.

Оглавление

Сегодня я хочу продолжить сравнение кинообразов и образов книжных из Вселенной Гарри Поттера. Те, кто не читал начало - можете перейти на начало по ссылке внизу статьи.

Альбус Дамблдор.

Лет 10-15 назад на форумах поттероманов бушевали нешуточные споры на тему, какой Дамблдор лучше: в исполнении Ричарда Харриса или Майкла Гэмбона. У каждого были свои сторонники и противники. Я не поддерживала ни одну сторону, потому что мне... нравились оба. Хотя они совершенно разные.

Какие претензии зрители предъявляют Ричарду Харрису? То, что образ, созданный им на экране получился чересчур величественным, сказочным оторванным об обыденной жизни. А Майкла Гэмбона упрекают в некоторой суетливости, фриковости (канцелярская резинка на бороде) и даже серости..

Ричард Харрис (слева) и Майкл Гэмбон (справа).
Ричард Харрис (слева) и Майкл Гэмбон (справа).

Как ни странно, правы и неправы одновременно обе стороны. Стоит обратить внимание на то, как Гарри Поттер (а вместе с ним и читатель) воспринимали Дамблдора. В начале повествования мальчик воспринимал его действительно как сказочного старичка-волшебника, и чем дальше, тем больше проступали на поверхность его чисто человеческие черты - амбиции, слабости, привязанности, ошибки юности и прочее. Лично для меня переломным моментом в восприятии персонажа стала вот эта сцена из пятой книги:

— Людям не нравится, когда их запирают! — свирепо бросил Гарри, оборачиваясь к нему — Вы и со мной поступили так же — помните, прошлым летом?
Дамблдор опустил веки и закрыл лицо длиннопалыми руками. Но даже этот необычный жест, говорящий то ли о грусти, то ли о бесконечной усталости, то ли еще о чем-то неведомом, не смягчил Гарри. Наоборот, его еще больше взбесило то, что Дамблдор проявляет признаки слабости. Он не имел права быть слабым, когда Гарри хотелось рвать и метать, осыпая его упреками.
"Гарри Поттер и Орден Феникса".

А в седьмой книге Гарри (и мы) окончательно понимаем, что Альбус Дамблдор - самый обычный человек. Плохой или хороший - это каждый решает для себя. Но в общем-то - вполне обычный.

Проблема в том, что в фильме этот переход получился слишком резким (Майкл Гэмбон сменяет Ричарда Харриса уже в третьем фильме). Уверена, что если бы Ричард Харрис не ушёл бы из жизни после съёмок второго фильма, то он бы отлично показал развитие образа директора Хогвартса Альбуса Дамблдора.

Кстати, аналогичное поступенчатое восприятие образа произошло и в отношении Волан-де-Морта. К нему мы и незамедлительно переходим.

Волан-де-Морт.

Сейчас мне хочется обратиться к тем, кто читал первые 4 книги до того, как посмотрел фильм? Помните то липкое ощущение ужаса при прочтении следующих сцен: в подземелье философского камня из первой книги и сцена на кладбище из четвертой? Волан-де-Морт казался каким-то исчадием ада, потусторонней сущностью, сгустком беспросветного ужаса.

А теперь вспомните впечатление о Волан-де-Морте при прочтении последней книги. Перед нами предстаёт человек: да, он - один из самых страшных людей магической истории, да - он маньяк-убийца и тиран. Но все-таки это человек - с обычными для человека страстями, желаниями и болевыми точками. Более того, чем ближе к концу повествования обнажаются и его слабости. Всё почти также, как и с восприятием Дамблдора!

Но при всём при это фигура Волан-де-Морта всё равно остаётся устрашающей до самого финала.

Ну разве он не душка?
Ну разве он не душка?

А что же в фильме? Вот честно, для меня этот персонаж не кажется (разве что в сцене на кладбище) нисколько не пугающим. А к концу саги он становится даже комичным. Чья эта ошибка - актёра или режиссёра? Мне почему-то кажется, что режиссёра. Рэйф Файнс - прекрасный актёр и чисто внешне весьма подходит для роли самого ужасного волшебника всех времён и народов. Но что-то пошло не так...

Беллатриса Лестрейнж.

Ах, как великолепна Беллатриса Лестрейнж в исполнении блистательной Хелены Бонем Картер!

-3

Как и в случае с Северусом Снеггом, Белла из фильма не вызывает сугубо негативных чувств. Это дама с сумасшедшинкой, но это не исключает притягательных качеств - оригинальности, самобытности и даже шарма. Как же она отличается от книжной Беллы - самой настоящей кровожадной маньячки (ГП и ДС: "Беллатриса обладает огромным магическим мастерством при полном отсутствии совести") и свихнувшейся фанатки, в которой, даже несмотря на остатки былой красоты и аристократичности, не осталось ничего человеческого.

Первая часть статьи: Герои поттерианы в книгах и фильмах. Отличия.

Всем спасибо за внимание!