Ещё до того, как приехать сюда в 2002 году впервые, я пол-лета листал старую советскую книгу "Чердынь. Соликамск. Усолье", продираясь, насколько позволяли знания 10-классника, через обилие архитектурных терминов. Там были описаны и окрестности всех трёх городов, и отправляясь в автобусный тур "Северная Звезда", своеобразный прототип того, чем теперь занимается "Неизвестная провинция", я уже знал о красотах Вильгорта, Искора или Ныроба. Экскурсовод о них тоже рассказывала увлечённо, и хотя в программу тура это не входило, автобус всё-таки поехал за Чердынь. Но асфальт кончился быстро, за мрачной деревней Лобаниха, а дальше началась такая щебёнка, что рискуя порвать шины, мы повернули назад. Как и Рябинино с его новым костёлом, Лобаниха появилась тут при Советах, и первыми её жителями были спецпереселенцы из Западной Украины и Молдавии.
У старинных сёл Перми Великой названия другие, почти фэнтезийные, как Пянтег, Губдор или Янидор... Но уже в 2002 году в лишённой достопримечательностей Лобанихе дымил асфальтовый завод, и в 2005 году к Ныробу вела нормальная дорога. Однако автобусный тур, как в общем-то и вся страна, был на этот раз гораздо более зарегулированным, и о таком отклонении от маршрута не могло идти и речи. Наконец, в 2010-м я сам доехал в Ныроб на рейсовом автобусе, деревни старинного тракта пролетев без остановок. Более того, и лишь в 2018 году сподобился наконец осмотреть Ныробский тракт. Первая остановка - Вильгорт в 20 километрах от Чердыни:
Когда-то я уже писал про Выльгорт в Республике Коми, райцентр-предместье Сыктывкара (ссылка в конце поста), но такой обыденности этого названия не стоит удивляться - в переводе оно значит всего лишь Новое Село. В Вильгорте снят и заглавный кадр: улица, по которой его пересекает Ныробский тракт, тут так и называется - Трактовая, а в перспективе её двуликий красно-белый Троицкий храм. На въезде - маленький домик волостного правления (1906), ныне занятый сельским ДК:
Среди изб - каменные лавки купцов Тимоховых, а на кадре №2 - их же дома по улице Пермской. Все эти деревни похожи на саму Чердынь, только меньше, и если там архитектурный след оставило несколько купеческих фамилий, то Вильгорта хватило только на одну. Занимались Тимоховы строительством деревянных барж.
Здесь и наличники попадаются такие же, только реже и проще:
У поворота Трактовой улицы - деревянная часовня:
Она красиво смотрится на фоне села, но ещё больше впечатляет анфас, так как расположена диагонально. Похожая часовня ещё несколько лет была на кладбище у въезда, но я не нашёл от неё даже следа.
А из этой часовни струится ручей:
И отворив её кривую застревающую дверь, можно зайти внутрь, к обмелевшей купели:
На холме за селом - Троицкая церковь (1779) с колокольней, пристроенной в 1902 году, видимо на место деревянной:
Северная стена храма - глухая, да и обращена была в лес. Зато на обращённой к Вильгорту южной стене окна с подобием витражей, типичный для пермского барокко "жучковый орнамент" и жутковатый декор - словно руки древних духов, тянущиеся откуда-то извне. Если живые следы язычества в этом краю порой заставляли меня вспомнить литовскую Жемайтию, то здесь скорее что-то вроде средневековых храмов эстонского острова Сааремаа.
С запада старый белый храм полностью прячется за своей колокольней:
Формально церковь действует, а вот что с ней фактически - не знаю, вид то ли законсервированный, то ли заброшенный. Хотя внутри - остатки росписей и тяблового иконостаса 1760-х годов.
Выше церкви по холму - школа (1914):
Кажется, её более старое деревянное здание:
Сигнализация типа "Пёсик" в одной из близлежащих изб:
И неповторимая красота Предуралья:
До следующего села Камгорт от Вильгорта всего 3 километра, и целенаправленно, наверное, я бы заезжать сюда не стал. Но тут надо оговориться, что на самом деле проезжал я весь этот маршрут в обратном порядке - на такси забросился в Искор, а там мне повезло поймать машину с респектабельной немолодой четой из Екатеринбурга. Застопить туристов - это всегда удача, потому что маршруты наши обычно совпадают, и я обретаю транспорт, а они - гида. До Вильгорта мы с ними и доехали - так как тут церковь стоит у дороги, они осмотрели её по пути "туда". А вот в Камгорт, стоящий чуть в стороне от тракта, они меня завезли. В Камгорте тоже есть каменные купеческие дома, но больше он запомнился мне современной деревянью:
Дело в том, что в поле напротив Камгорта в 2006-15 годах ежегодно проходил фольклорный фестиваль "Зов Пармы". Первоначально - "Сердце Пармы", но в 2009 году краевые власти умудрились поругаться даже с Алексеем Ивановым, и название, принадлежащее писателю, пришлось поменять. В 2016-м фестиваль переехал в Серёгово - предместье Чердыни у вишерского моста.
В центре Камгорта - могучая сосна языческого вида:
И заброшенная Введенская церковь (1915). в деревянной предшественнице которой венчался ссыльный Клим Ворошилов:
Камгорт стоит практически на Колве, по крайней мере Введенская церковь прекрасно видна с длинного моста через неё. С другой стороны - таёжная даль. Из окна вертолёта, который вёз нас из Ныроба на Маньпупунёр, совершенно не заметно, как текущая на юг Колва сменяется текущей на север Печорой, в своих верховьях немногим более крупной рекой.
Сейчас из Пермского края в Коми нет дорог, и совсем не очевидно, что когда-то Чердынь из своего сухопутного тупика смотрела на север: в 1785-1822 годах Северо-Екатерининский канал на месте новгородских волоков соединил Каму с Вычегдой через реки Южная и Северная Кельтма, а путём из Колвы на Печору, скорее с перевалкой, чем с волоком, чердынские купцы пользовались вплоть до начала ХХ века, господствуя в торговле Пустозерска и Усть-Цильмы. И кажется, что караван барж с мехами или обоз саней с навагой вот-вот появится из-за того поворота:
С моста через Колву виднеется село Бигичи, стоящее чуть выше по реке. До недавнего времени там находилась деревянная Ильинская церковь (1913-17), тихонько ветшала и наконец в 2008 году рухнула. Её обломки собрали реставраторы и вывезли в Чердынь, на Троицкое городище, где она теперь символизирует деревянный собор Чердынского кремля. И не столь уже важно, что по времени Чердынский кремль от этой церкви дальше, чем она от нас - на пустое городище она встала так, будто всегда там была.
Однако ещё до постройки Ильинской церкви Бигичи успели попасть в объектив Прокудина-Горского, и немногочисленные, но от того страшно въедливые прокудиноведы сумел разглядеть на вот этой фотографии часовню. Дальнейшие поиски показали, что часовня была построена в середине 19 века, тоже называлась Ильинской, и в начале ХХ века в разросшемся селе из неё как бы вылупился более крупный храм. Более того, в полуразрушенном виде часовня простояла рядом с ним до 2000-х годов. А затем, видать и часовню в нём не признав, её остов разобрали вместе с руинами церкви. Только церковь в итоге возродилась в Чердыни, а часовня так и канула в небытие. И вот недавно в Бигичах, не без инициативы прокудиноведов, появилась её современная реплика - своеобразный памятник Прокудину-Горскому: