До 2016 года в Ташкенте функционировал трамвай, и я застал его сеть за год до ликвидации.
Для Средней Азии южнее Казахстана этот транспорт не то что редкий, а просто уникальный что ныне, что в прошлом - разве что в Самарканде в 1947-72 годах была одна грузопассажирская линия, да новую построили там же лет 5 назад.
Ташкент же к концу 19 века стал настолько походить на настоящий русский город, что в 1897 году в нём открылась конка, а в 1912 году и полноценный электрический трамвай метровой (1000мм) колеи, в 1935-68 годах постепенно (то есть в городе тогда переплетались по сути две разных системы!) перешитый на привычные 1524мм. В лучшие годы он насчитывал 27 достаточно длинных (до 26 километров, пересекая город насквозь) маршрутов, а общая протяжённость системы доходила до 250 километров. От местных слышал, что Ташкентский трамвай был 3-м по длине в СССР после Москвы и Ленинграда (в чём, впрочем, не уверен - Казанский трамвай, например, в лучшие времена насчитывал более 300 километров), и в любом случае оставался неотъемлемой частью Ташкента, одним из символов советского прошлого города.
Трамвайные линии продолжали прокладываться даже в 1990-е годы, лишь к концу которых разрушение окончательно взяло над созиданием верх - с тех пор система сократилась примерно в 3,5 раза, до 6 маршрутов, 89 вагонов и единственного (из трёх бывших) парка. Весной 2015 года, однако, на трамваях я по Ташкенту ездил меньше, чем на метро, но больше, чем на маршрутках. Самые старые вагоны - по постсоветские меркам молодые "Татры-Т6В5" (1993-2000, на позапрошлом кадре), усть-катавские КТМ-19 (2007, на прошлом кадре) и - самое интересное - опять же чешские "Vario LF", на родине оставшиеся вагоном внутреннего пользования (по одной машине ушло в Россию и Словакию) - ныне в Ташкенте второй по величине их парк после Остравы:
Интерьер "Варио" - в целом ездить на них приятно, да и в принципе в Ташкенте было неплохое состояние путей, по крайней мере весной за год до закрытия "умирающей" система никак не выглядела.
А вот Ташкентскому троллейбусу, ходившему с 1947 года, не повезло ещё больше - систему закрыли в 2010 году после долгого упадка и сокращения (последние "Шкоды" закупались в середине 1990-х). Также канули в небытие троллейбусы Джизака, Самарканда, Бухары, Нукуса, Алмалыка, Андижана, Намангана и Ферганы (а вот в соседских Оше, Бишкеке, Нарыне и Душабне - пока держатся). Так что помимо трамвая единственным электротранспортом Узбекистана остаётся экзотический междугородний троллейбус Ургенч-Хива. Напоследок - типичная трамвайная остановка в районе Боткинского кладбища:
Год спустя Ташкентский трамвай выглядит в основном так:
Когда весной 2016 года я узнал, что трамвай в Ташкенте закрыли - поначалу я просто не мог в это поверить: менее чем за год без видимых причин (поговаривают, кто-то из власти держит автобусный завод, поставляющий маршрутки) в Ташкенте была по сути дела целенаправленно уничтожена ещё недавно развивавшаяся система.
Произошло это в два приёма - фатальным для системы оказалось закрытие 13-го маршрута, на котором держалась прибыль трамвайного хозяйства - по улице, где он проходит, де, поедет кортеж, а рельсы мешают. Ну а дальше можно было уже смело назвать трамвай "убыточным" и "никому не нужным", и помахав статистикой, закрыть.
Маршруты один за другим начали сворачиваться с марта-2016, а 2 мая (почему-то вспомнилось, чему это вторая годовщина) трамвайное движение в Ташкенте прекратилось окончательно. В октябре-ноябре, впрочем, ещё более странные новости последовали из Самарканда, где ударными темпами начали строить трамвай, планируя запуск на март 2017 года, причём - с выселенными из Ташкента вагонами.
Остатки трамвайных рельс в Ташкенте и самый характерный местный транспорт на них: