Почему деньги идут в Стамбул
Когда в СМИ появилась информация о том, что турецкая верфь Kyzey Star получила заказ «Атомфлота» на строительство дока для проведения ремонтов атомных ледоколов, сообщение было воспринято, как сенсационное. Видимо, еще и потому, что по контракту турки построят док всего за 29 месяцев. Это действительно чуть ли не фантастическая скорость для такого судна.
Док длиной не менее 220 метров и шириной около 48 метров — дело серьезное. Высота понтона составит около 6 метров, а грузоподъемность дока — около 30 тысяч тонн. Автономность судна — семь суток, что могло бы говорить о ремонтах в режиме аврала. Однако тот факт, что плавучий док будет способен ремонтировать и ледоколы новой серии «Арктика» проекта 22220, а также суда атомно-технологического обеспечения, говорит о том, что характеристики дока до конца пока не разглашаются.
Что же касается поднятой в СМИ волны о возможной утечке технологий по строительству ледоколов в Турцию, то эти утверждения не выдерживают никакой критики. Верфь в Тузле (Стамбул) уже строит два парома на СПГ по заказу «Росморпорта». Они будут использованы на линии Усть-Луга—Балтийск. Строительство плавучего дока для атомных ледоколов для ФГУП «Атомфлот» заказано турецкой верфи исключительно исходя из победы на конкурсе. Главным критерием выбора верфи были ее возможности, а не цена.
Слишком любопытные китайцы
Китайский Jiangsu Dajin Heavy Industry Co. LTD готов был выполнить российский заказ за меньшие деньги. Но китайцам отказали в допуске. Видимо, посчитали, что китайское любопытство к начинке ледоколов может стать критичным при участии в строительстве дока. Запустив свою ледокольную программу «Снежный Дракон», китайские судостроители ищут любые лазейки для проникновения в святая святых чертежей без оплаты светлых голов и лицензионной составляющей сотрудничества. Это практика ведения бизнеса в Поднебесной, от нее не уйти. Так было с истребителями, авианесущими крейсерами, то же могло стать и с ледоколами.
Турки задают гораздо меньше вопросов. Амбиций в Арктике у них нет. Во всяком случае, они их никак не проявляют. Их просто интересуют деньги.
Здесь нужно учесть, что габариты наших ледоколов таковы, что для их ремонта почти нет подходящих доков. Докование в Мурманске на ПД-50 стало невозможным после его затопления. Кронштадт всех тоже не вместит.
Российские верфи могли построить док, но их не устраивала цена строительства дока, которую предлагал «Росатом». Российские производители просили 8,5 млрд рублей с учетом выросших цен на металл. Правда, дальневосточная «Звезда» предлагала выполнить заказ за 5,2 млрд. Но турки взялись за заказ почти на миллиард рублей дешевле и гарантировали уложиться в срок.
Неужто не подведут?
Есть ли риски, что цена по ходу исполнения заказа может возрасти? В случае с турецкими исполнителями, это, конечно, возможно, особенно если учесть, что контракт на паромы для РФ стал для Kyzey фактически ее первым крупным проектом.
Сроки сдачи готовых паромов сдвинулись на полгода, что было списано на пандемию. Для контрактов такого уровня — это неприятно, но и не критично. К тому же на российские верфи наложены санкции, которые Турция обошла стороной. А отсутствие санкций — это, прежде всего, своевременная установка оборудования, поставка в срок материалов.
Выходит, взаимодействие с судостроителями Турции на сегодняшний день весьма выгодно для российского «Атомфлота», и ялвяется чуть ли не единственным выходом…
Турки «правят бал»
В этом контексте информация о том, что Росморречфлот заключит контракт на строительство корабля ледового класса Icebreaker 7 с турецкой компанией «Сефине Судострой», уже не выглядит громом среди ясного неба. Турецкая компания согласилась выполнить заказ по максимальной цене контракта в 13,3 млрд руб.
Анализ российскими специалистами турецкой верфи, занимающейся ремонтом крупнотоннажных судов, позволил сделать вывод, что инфраструктура «Сефине Судострой» позволяет вести строительство и ремонт кораблей водоизмещением (дедвейтом) до 120 тысяч тонн. В России суда этого класса способна строить лишь «Звезда» в Приморском крае.
Итак, турецкие верфи фактически подвинули российских производителей, не вписывающихся в заявленные бюджеты. Плохо или хорошо то, что «Росморпорт» и «Росатом» тратят свои деньги в Турции? С одной стороны, плохо, но с другой — они существенно экономят средства компаний, а ведь представителями ФГУП «Росморпорт» подчеркивается, что только турецкая компания подала единственную заявку по максимальной цене контракта в 13,3 млрд руб.
То есть вышло так, что турки были единственным участником конкурса на строительство второго из двух запланированных модифицированных линейных дизель-электрических ледоколов проекта 21900М2 ледового класса Icebreaker 7. И тут весьма кстати отметить, что ранее (до 2016 года) с задачей строительства ледоколов проекта 21900М для Крайнего Севера справлялся ПАО «Выборгский судостроительный завод». А в 2019 году эстафету по строительству модифицированных ледоколов проекта 21900М2 подхватило ОАО «Пелла» (Отрадное, Ленинградская область).
Прошло всего два года, и на этом рынке «правят бал» турки. Уместно будет сказать, что «Пелла» в 2019 году также выступила единственным участником, подавшим заявку на тендер. При этом фактическое строительство этого ледокола проходит в Гамбурге на германском предприятии «Пеллы» — судостроительном заводе Pella Sietas.
Турки сегодня предлагают свои услуги на рынке судостроения везде. Они строят паромы и для Северной Европы. Все та же Kyzey Star Shipyard в 2018 году стала субподрядчиком «Невского порта» на строительство двух паромов. Перевозки грузов по Севморпути не ждут более сговорчивых подрядчиков. Бизнес не терпит пустоты.
Выполняя раз за разом заказы российских заказчиков, турецкие судостроители обеспечивают свой портфель заказов и создают новые рабочие места. И не только.
Растет и конкуренция на рынке. С каждым годом она все более оттесняет российских производителей паромов и доков от крупных заказов. Турецкая Epic Denizcilik ve Gemi Insaat A.S., была готова выполнить российский заказ за 4,45 млрд рублей, то есть дешевле, чем Kyzey Star, получившая заказ «Атомфлота». Китайцы из Jiangsu Dajin Heavy Industry Co. LTD. утверждали, что справятся за 4,57 млрд руб, что также дешевле суммы, которую заплатят Kyzey Star. Словом, в сегменте строительства доков, срок службы которых должен составлять не менее 40 лет, да и паромов, Россия уступает пальму первенства туркам и китайцам. Благо, что военные корабли для себя мы строим исключительно сами и успешно продаем экспортные версии за рубеж.
***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic