Найти тему
Теневой HR

Что ни при каких обстоятельствах нельзя говорить на собеседовании

Оглавление

Вы пришли на собеседование, чтобы узнать побольше о компании, заинтересовавшей вас. И если вас всё устроит — вы заявляете о своей готовности двигаться дальше, к заветному job offer. Но вот в чём затык: проходит день, два, неделя — вам не перезванивают. Или присылают отказ. И так повторяется из раза в раз. В чём может быть подвох?

Если вы осознанный человек, честны с собой и не привыкли перекладывать ответственность на кого-либо, то начинаете копаться в себе. Может быть, у вас даже возникнет такой вопрос: "вероятно, я сказал что-то не то, и поэтому меня не взяли?".

Да, такое может быть. Рассмотрим этот аспект. HR, руководитель или иное лицо, проводящее с вами собеседование, могло услышать нечто такое, что сильно резануло уши. Даже несмотря на то что вы крутой профессионал в своей отрасли или подошли формально по основным требованиям.

"Скользкие" для работодателя причины отказа

Если вы начинаете жаловаться на прежнего босса — даже если действительно он был му...ком, в голове у вашего собеседника проскальзывает: "передо мной конфликтный человек, который будет точно также, отработав в нашей компании, жаловаться на меня как на босса". К сожалению, это факт. Прискорбный. Работодатели ох как не любят жалобщиков, нытиков или тех, кто по их мнению, не уживчив. Или не умеет работать/сработаться. Именно по этой причине также не рекомендуется говорить "я ушёл, потому что у босса были слишком завышенные требования".

Что сказать о причинах ухода, если реальная проблема — ваш босс был му...ком: озвучьте более невинную причину ухода. Например, в компании закончились пути развития для вас. Те задачи, которые вы выполняли — вы освоили в полной мере, вам хотелось расширения задач, но компания не могла вам этого дать. Вы поняли, что функционал стал узок для вас, а также что вы можете и готовы делать и давать больше.

Негативные комментарии с эмоциями недовольства или сарказма в адрес компании, куда вы пришли на собеседование

"Ой, вас так тяжело найти, я намучилась, пока искала!". "Я прочитал про вашу конторку, отзывы у вас не ахти, да и сайт нуждается в доработке". Спрашивается — зачем вы вообще пришли. Или с какой целью вы это говорите. У работодателя возникает слишком много вопросов относительно вашей мотивации и вашей общей адекватности (если вы так подробно ознакомились с компанией по отзывам, то зачем решили прийти в "шарашкину контору", может, вы мазохист?).

Что говорить, если правда не понравилось расположение офиса или вы сразу поняли, что компания "не ваша": выслушайте собеседника, выдерживайте спокойный, бесстрастный и деловой тон. Любая негативная эмоция выставит вас в негативном свете. Помните, что Земля — круглый шарик; возможно в будущем вы будете вынуждены сотрудничать с этой компанией. Не портите себе репутацию никому не нужными конфликтами.

Вы вот недовольный пришли на собес, а у мужика вон чё произошло!
Вы вот недовольный пришли на собес, а у мужика вон чё произошло!

Жалобы на тяжёлую жизнь

"Ой, сейчас так трудно работу найти, вы даже не представляете!", "Я готов пойти кем угодно, возьмите меня, у меня трое детей, больные родители и пять ипотек, а меня никто не берёт". Работодателя очень отпугивают такие фразы, серьёзно. Они показывают, что вы пришли к нему как к психологу или в благотворительный фонд, надеетесь, что он вам выдаст сразу годовую зарплату и разрешит не работать. К сожалению, это не так.

Что делать, если вы попали в критическую ситуацию с поиском работы: Берите подработку. Наверняка вы что-то умеете делать. Есть несколько вариантов подработок, не требующих специальных навыков и знаний. И это не только дворник, грузчик или расклейщик объявлений: можно устроиться ассистентом, оператором баз данных, в ночную смену. Пересмотрите свой дневной график, отложите хобби и дела, не приносящие денег, на время, пока ситуация не стабилизируется и у вас не появятся первые доходы.

делайте что угодно — но не жалуйтесь!
делайте что угодно — но не жалуйтесь!

Слишком пространный и восторженный рассказ о хобби

Обычно работодатель задаёт этот вопрос, чтобы узнать дополнительно о ваших ценностях, впишитесь ли вы в команду. "О! Хобби, да, у меня много! Я рисую и выставляюсь на выставках, пою в клубах, хожу на рок-концерты каждый выходной, сплавляюсь на байдарках, прыгаю с парашютом, вышиваю крестиком, преподаю вокал, воспитываю 2 детей, 3 кошек и 4 черепах!". У работодателя возникает вполне логичный вопрос в голове — а нужна ли вам работа и не будете ли вы без конца брать больничный и отпрашиваться, чтобы позаниматься вокалом с вашими черепахами?

Что говорить, если вас спрашивают о хобби, а у вас их действительно много. Ограничьтесь лаконичным ответом. Лучше всего упомянуть хобби, связанные со спортом и чтением книг. Об остальном можно не рассказывать. Спорт, по мнению работодателя, развивает качества, необходимые в бизнесе. Чтение — показатель того, что вы тянетесь к знаниям и профессиональному росту. Но помните, что это должны быть ваши настоящие хобби: работодатель может быть въедливым и спросить, какую книгу и когда в последний раз вы прочли, и когда вы в последний раз посещали спортзал.

Говорить HR-у, что вы не готовы с ним общаться, и сразу требовать проводить вас к руководителю

Если вы пришли в компанию, и там есть такой "бесполезный" на ваш взгляд зверь как HR — это не просто так. Этого зверя завёл сам работодатель (босс), чтобы сэкономить своё время. Босс, к которому вы так хотите попасть, минуя HR, никогда не будет сам копаться в резюме, отбирать по параметрам нужного опыта, проверять человека по таким мелочам, как совместимость в команде или риски, что человек не проработает долго. Для всего этого он нанимает HR. И тоже не готов с вами общаться, пока вы не пройдёте обязательный принятый в компании первый этап.

Что делать, если вас бесят эйчары. У вас есть два пути. Смириться, что "правила игры" подразумевают пропустить вас через фильтр, каким бы вы профессионалом ни были. Или искать те компании, где резюме смотрит и проводит собеседование сам гендир. Скорее всего, это будут небольшие старт-апы, ИП и т.п. Но даже в этом случае на запрос гендира "Расскажите о своём опыте и достижениях" ни в коем случае нельзя отвечать "В резюме всё написано, прочитайте ещё раз".