Вы пришли на собеседование, чтобы узнать побольше о компании, заинтересовавшей вас. И если вас всё устроит — вы заявляете о своей готовности двигаться дальше, к заветному job offer. Но вот в чём затык: проходит день, два, неделя — вам не перезванивают. Или присылают отказ. И так повторяется из раза в раз. В чём может быть подвох?
Если вы осознанный человек, честны с собой и не привыкли перекладывать ответственность на кого-либо, то начинаете копаться в себе. Может быть, у вас даже возникнет такой вопрос: "вероятно, я сказал что-то не то, и поэтому меня не взяли?".
Да, такое может быть. Рассмотрим этот аспект. HR, руководитель или иное лицо, проводящее с вами собеседование, могло услышать нечто такое, что сильно резануло уши. Даже несмотря на то что вы крутой профессионал в своей отрасли или подошли формально по основным требованиям.
"Скользкие" для работодателя причины отказа
Если вы начинаете жаловаться на прежнего босса — даже если действительно он был му...ком, в голове у вашего собеседника проскальзывает: "передо мной конфликтный человек, который будет точно также, отработав в нашей компании, жаловаться на меня как на босса". К сожалению, это факт. Прискорбный. Работодатели ох как не любят жалобщиков, нытиков или тех, кто по их мнению, не уживчив. Или не умеет работать/сработаться. Именно по этой причине также не рекомендуется говорить "я ушёл, потому что у босса были слишком завышенные требования".
Что сказать о причинах ухода, если реальная проблема — ваш босс был му...ком: озвучьте более невинную причину ухода. Например, в компании закончились пути развития для вас. Те задачи, которые вы выполняли — вы освоили в полной мере, вам хотелось расширения задач, но компания не могла вам этого дать. Вы поняли, что функционал стал узок для вас, а также что вы можете и готовы делать и давать больше.
Негативные комментарии с эмоциями недовольства или сарказма в адрес компании, куда вы пришли на собеседование
"Ой, вас так тяжело найти, я намучилась, пока искала!". "Я прочитал про вашу конторку, отзывы у вас не ахти, да и сайт нуждается в доработке". Спрашивается — зачем вы вообще пришли. Или с какой целью вы это говорите. У работодателя возникает слишком много вопросов относительно вашей мотивации и вашей общей адекватности (если вы так подробно ознакомились с компанией по отзывам, то зачем решили прийти в "шарашкину контору", может, вы мазохист?).
Что говорить, если правда не понравилось расположение офиса или вы сразу поняли, что компания "не ваша": выслушайте собеседника, выдерживайте спокойный, бесстрастный и деловой тон. Любая негативная эмоция выставит вас в негативном свете. Помните, что Земля — круглый шарик; возможно в будущем вы будете вынуждены сотрудничать с этой компанией. Не портите себе репутацию никому не нужными конфликтами.
Жалобы на тяжёлую жизнь
"Ой, сейчас так трудно работу найти, вы даже не представляете!", "Я готов пойти кем угодно, возьмите меня, у меня трое детей, больные родители и пять ипотек, а меня никто не берёт". Работодателя очень отпугивают такие фразы, серьёзно. Они показывают, что вы пришли к нему как к психологу или в благотворительный фонд, надеетесь, что он вам выдаст сразу годовую зарплату и разрешит не работать. К сожалению, это не так.
Что делать, если вы попали в критическую ситуацию с поиском работы: Берите подработку. Наверняка вы что-то умеете делать. Есть несколько вариантов подработок, не требующих специальных навыков и знаний. И это не только дворник, грузчик или расклейщик объявлений: можно устроиться ассистентом, оператором баз данных, в ночную смену. Пересмотрите свой дневной график, отложите хобби и дела, не приносящие денег, на время, пока ситуация не стабилизируется и у вас не появятся первые доходы.
Слишком пространный и восторженный рассказ о хобби
Обычно работодатель задаёт этот вопрос, чтобы узнать дополнительно о ваших ценностях, впишитесь ли вы в команду. "О! Хобби, да, у меня много! Я рисую и выставляюсь на выставках, пою в клубах, хожу на рок-концерты каждый выходной, сплавляюсь на байдарках, прыгаю с парашютом, вышиваю крестиком, преподаю вокал, воспитываю 2 детей, 3 кошек и 4 черепах!". У работодателя возникает вполне логичный вопрос в голове — а нужна ли вам работа и не будете ли вы без конца брать больничный и отпрашиваться, чтобы позаниматься вокалом с вашими черепахами?
Что говорить, если вас спрашивают о хобби, а у вас их действительно много. Ограничьтесь лаконичным ответом. Лучше всего упомянуть хобби, связанные со спортом и чтением книг. Об остальном можно не рассказывать. Спорт, по мнению работодателя, развивает качества, необходимые в бизнесе. Чтение — показатель того, что вы тянетесь к знаниям и профессиональному росту. Но помните, что это должны быть ваши настоящие хобби: работодатель может быть въедливым и спросить, какую книгу и когда в последний раз вы прочли, и когда вы в последний раз посещали спортзал.
Говорить HR-у, что вы не готовы с ним общаться, и сразу требовать проводить вас к руководителю
Если вы пришли в компанию, и там есть такой "бесполезный" на ваш взгляд зверь как HR — это не просто так. Этого зверя завёл сам работодатель (босс), чтобы сэкономить своё время. Босс, к которому вы так хотите попасть, минуя HR, никогда не будет сам копаться в резюме, отбирать по параметрам нужного опыта, проверять человека по таким мелочам, как совместимость в команде или риски, что человек не проработает долго. Для всего этого он нанимает HR. И тоже не готов с вами общаться, пока вы не пройдёте обязательный принятый в компании первый этап.
Что делать, если вас бесят эйчары. У вас есть два пути. Смириться, что "правила игры" подразумевают пропустить вас через фильтр, каким бы вы профессионалом ни были. Или искать те компании, где резюме смотрит и проводит собеседование сам гендир. Скорее всего, это будут небольшие старт-апы, ИП и т.п. Но даже в этом случае на запрос гендира "Расскажите о своём опыте и достижениях" ни в коем случае нельзя отвечать "В резюме всё написано, прочитайте ещё раз".