Привет, друзья.
Во-первЫх строках моего письма спешу сообщить вам, что с трудом нахожу время и силы написать что-либо в отпуске. Кроме этого, в голове вертится сразу несколько тем для статей (точнее пять) и кажется, что если взяться писать на какую-либо из них, то остальные "обидятся" и отгонят от себя муз. (A у вас такое бывает?) А пока я планирую их написание мысленно и ни одной из них не даю приоритета, всё как бы под контролем, все одинаково незавершённые и одинаково несовершенные... Но, надо всё-таки что-то публиковать, а то алгоритм подумает про меня плохо.
Итак, сегодня про Елену Чаушеску.
Не так давно, в один из напряженных, загруженных будних дней, усиленно ковыряясь в интернете в поисках чего-нибудь скукоубийственного, наткнулся на интервью с одной местной дамой, которая посвятила свою жизнь изучению четы Чаушеску. Зовут её Лавиния Бетя (Lavinia Betea).
Потом просмотрел по диагонали ещё несколько интервью с нею. Личное впечатление от увиденного, услышанного и прочитанного: довольно редкий для Румынии случай серьёзного, не поверхностного изучения предмета. Очень хорошие ораторские качества и впечатление, что госпоже Бетя предмет исследования действительно интересен.
Вообще, для многих румын расклад в семье Чаушеску предельно ясен: муж - латентный подкаблучник, не смог противостоять дурному влиянию своей второй половины, вследствие чего наделал ошибок в делах государственных, и довёл страну до ручки. Не буду лезть со своими оценками на этот счёт, я те времена в Румынии не застал и вообще очень глубоко в подробности не вдавался. Лучше приведу несколько пассажей из интервью с Лавинией Бетя на основе которых каждый сможет сам сформировать мнение о том, кем же всё-таки была жена последнего румынского диктатора.
Кабинет Nr. 1 и Кабинет Nr. 2.
У Елены Чаушеску был офис, который формировал своего рода дуплекс с офисoм Николае Чаушеску. Его офис был не просто офисом, а целым комплексом комнат и кабинетов. Как выражались чиновники, работавшие в администрации: Кабинет № 1 и симметрично ему - Кабинет № 2, который принадлежал Елене Чаушеску. Это был единственный кабинет, где не было официального портрета Николае Чаушеску. Она уважала мнение Маурера, который в 65-м году сказал, что хватит вешать портреты, потому что Георгиу-Деж заполoнил всё вокруг своими портретами. У нее в кабинете не было его портрета, там был какой-то натюрморт, стол, за которым она обычно не сидела и на котором громоздились папки разных цветов, в зависимости от типа проблем.
"Королевские" замашки
Она никогда не предлагала гостям кабинета присесть. Даже архитекторам. Я думаю, что в этом она подрaжала тому, что видела во время поездок за границу, а смотрела она в основном за коронованными особами. Другая ее привычка, как и в случае с королевой Елизаветой II, заключалась в том, что никто не мог к ней прикоснуться. Даже когда она приходила утром в офис, она не подавала руки администратору кабинета, который каждое утро ждал ее у лестницы. Дверь открывалась, она начинала подниматься по лестнице, a он следовал за ней. Если его в это время ни о чём не спрашивали, он шёл молча и никогда не начинал разговор первым. Это тоже был королевский обычай не имеющий ничего общего с революционерами и коммунистическим товариществом.
Когда он гулял с собаками, она шла позади него. Это очень странное сочетание моделей поведения - смесь бульдога с носорогом, потому что состоит из нескольких элементов, взятых разрозненно. С одной стороны, это была образцовая жена, которая оставалась за мужем, чтобы надиктовать меню, составить его, домой она приходилав 9.00, a могла прийти и в 10.00. Она была той женой, которая следила за порядком в доме, отдавала распоряжения домработнице Сузане, которая отвечала за других домработниц, поваров. Так что, с одной стороны, она была эффективной кастеляншей в отношениях с обслуживающим персоналом. Но в то же время, вероятно, беря пример с аристократии, она не разговаривала простыми уборщицами. Все, что она хотела передать, она передавала через Сузану. Он, в свою очередь, не разговаривал даже с Сузанной, а только напрямую с Еленой Чаушеску. Т.е., где-то чего-то в своих поездках они нахватались...
Прошлое служанки проявлялось в разговоре
Oна не избавилась от привычек, которые наблюдала в юности. Некоторое время она была служанкой. Это была тема, которую она скрывала, потому что она не вписывалась в легенду о революционном прошлом. Ее мать также была горничной в богатом доме. И очень часто она переходила на язык и поведение помещиков, мелких дворян, у которых была прислуга. Потому что, когда она злилась, то переходила на язык, который не имел ничего общего с каким-либо образованием или социальным статусом. У неe не было никаких укоренившихся моделей поведения. Т.е. она не была человеком с цельной индивидуальностью. У неё были какие-то разрозненные привычки, перенятые и усвоенные на ходу. Всё это быстро привело к своего рода заносчивости.
Стирка нижнего белья
Меня удивило, когда я узнала, что у Елены Чаушеску было чувство юмора, что она любила шутить и даже обладала определенным чувством иронии. В плане нижнего белья у неё было доверенное лицо: Виолета Нэстэсеску, которая покупала для них исподнее и вообще сопровождала её во всех походах за покупками.
Да, она сама стирала свое нижнее белье. Это также практика, заимствованная в домаx высшего класса, если не аристократии: не доверяй нечистоты свои слугам своим. Или, может быть, это часть какой-то сельской системы суеверий. Поэтому она каждый вечер стирала белье мужа и свое собственное. Только после такой предварительной стирки и сушки, белье отдавали в прачечную. В верованиях мира, откуда она была родом, в деревенском мире, можно стать жертвой проклятья, если ты не знаешь, что за одежда на тебе. И, возможно, это также было связано с периодом жизни, прожитым в качестве служанки, когда она слышала, как другие служанки сплетничали о своих хозяйках. В любом случае, трудно сказать, что было у нее на уме, потому что в этом плане у нас есть проблема: oни не вели дневников.
Как писали супруги Чаушеску
Что интересно, в ее личном деле, начиная с 1949 года, ее автобиография и все, что она там пишет написано совершенно ужасным почерком и с ошибками правописания. После школ и училищ, через которые она прошла, она откорректировала свой почерк, потому что волей-неволей приходилось делать какие-то записи. Найденные мною тетради 1989 года в которых она записывала то, что говорил Чаушеску на конференциях, написаны значительно лучше, по сравнению с 1949 годом. И почерк отличается в лучшую сторону. С ним всё не так. Его почерк абсолютно ужасен. Его невозможно расшифровать, слова не дописаны до конца, всё выглядит как иероглифы. На самом деле он не писал, хотя говорят, что в первые годы своего пребывания у власти он приказал складывать все сделанные им записи в папку и перепечатывать на машинке.
Управляла ли Елена Чаушеску Румынией
Мне хотелось понять, верна ли гипотеза о том, что именно она управлялa страной. (...) Надо признать, что oна трудилась, трудилась так, как она это понимала, как считала нужным. Она была менее больна, чем он, у нее были болезни старости, но она держалась довольно хорошо. Он был гораздо более болен, чем она. Я думаю, ей было удобно именно при таком положении дел, когда он был на первом плане, был эмблемой, был тем, кто сдерживал натиск, об кого разбивались волны, а она за его спиной одобрительно кивала. Из добрых побуждений она подвергала цензуре определенную информацию, запрещая ту, которая, как она знала, будет раздражать его и повышать уровень сахара в крови и кровяное давление. Т.е. как настоящая любящая жена. Она была женой, у которой была возможность в кавычках или без кавычек стоять за спиной и иногда выходить на первые позиции рядом с человеком, который сделал потрясающую карьеру. И она вместе с ним.
Мне было очень интересно разгадать этот механизм власти. В то же время, очень трудно ответить на вопрос, как человек, который боролся за свободу, который пострадал, как Чаушеску, который находился в тюрьме более шести лет, за то, что сегодня является обычной частью демократического регистра, - как такой человек может пройти путь от жертвы режима, борца "за свободу", до тирана. Ответ может быть дан в биографии, контекстуализированной биографии при написании которой необходимо очень хорошо изучить эпоху, обязательно знать историю СССР, историю Китая, знать, что происходило во время холодной войны и, помимо всего этого, понимать внутренний план развития личности, который проецируется вовне, приводя к решениям, которые повлияли на все наши жизни вo всех отношениях. В этом контексте, биография Елены Чаушеску одна из самых важных, в галерее песонажей той эпохи.