Что же это за тропические кочегары такие? Как всем известно, жара в котельных отделениях и всегда-то приличная, но в южных широтах, где и проходили основные морские пути, она просто невыносима, 50 и более градусов были практически нормой. А самой «душегубкой» считался порт Ассаб в Эритрее — здесь температура, как утверждают, может превышать и 60 градусов. И при этом кочегарам нужно было выполнять тяжелейшую физическую работу.
И тут европейским судовладельцам пришла в голову идея, что всякие арабы, индийцы и прочие негры, которых на британском торговом флоте называли ласкарами, гораздо лучше справятся с этой работой, так как перечисленные категории и к жаре привычны, и к тяжёлому физическому труду за минимальную оплату.
И вот на сайте INDUSTRIAL & IMPERIAL MIGRATIONS я читаю: С открытием Суэцкого канала в 1869 году и введением паровой навигации в девятнадцатом веке спрос на ласкарную рабочую силу стал чрезвычайно высоким. Европейские моряки избегали работы в машинном отделении, так как было жарко и неудобно. Но ласкары считались более подходящими для этого, поскольку судоходные магнаты ошибочно считали, что они лучше выдерживают жару машинного отделения. Экипажи Lascar, как и любые другие бригады, задействованные в этой сложной работе, страдали не меньше, и были случаи, когда Lascar в отчаянии прыгали за борт, спасаясь от жары.
Из воспоминаний одного из них:
Отрывок завершается так: Это была наиболее сложная работа, очень трудная, а также очень жаркая, много людей умерли в этом пекле. За свою жизнь на море я знал сотни людей, которые погибли.
Ласкары за работой:
Но мне кажется, что это происходит в более высоких широтах.
Подобные мысли не минули голов и российских морских чиновников. Из статьи Николая Манвелова "Товарищ, я вахту не в силах стоять…" :
В 70-80-х годах XIX в Морском ведомстве было проведено несколько экспериментов по замене русских кочегаров на арабов и негров. Считалось, что местные жители, привычные к тропическому пеклу, будут легче переносить жару кочегарок. А, учитывая невероятную бедность обитателей побережья Красного моря, то и оплата их труда может быть мизерной.
Результат опроверг прогнозы с точностью наоборот.
Выяснилось, что арабы и негры, непривычные к тяжелому физическому труду в раскаленном котельном отделении, падают замертво гораздо раньше, чем уроженцы Средней полосы России. Причем когда аборигенов приводили в чувство, то они ни за какие деньги не шли обратно к топкам.
Вот тебе и тропические кочегары.
Кстати, а откуда вообще взялся этот кочегар, слово, появившееся только с появлением паровых котлов? Понятно происхождение слов бочар или овчар, а тут что было основой? Согласно словаря Крылова Г.А. : Кочега́р - это слово в своем нынешнем виде является результатом выпадения р из слова кочергар, образованного от кочерга; буквально означавшего «тот, кто работает кочергой».
И работать ему приходится не только кочергой. Он должен быть в среднем физически крепким (не обязательно очень сильным), а главное, умеющим терпеть большие физические, температурные и моральные нагрузки. Именно преодолеть желание бросить всё и выбраться из ада котельной, - это и есть умение терпеть моральные нагрузки.
Имелись специальные команды старшего для кочегаров в процессе несения вахты. "Забросили!" - лопаты со скрежетом сгребают уголь с плит и отправляют его в топку. "Раздай!" - ровняется слой угля в топке специальными гребками. "Подломили!" - подламывается ломами шлак в топках. Про набор инструмента кочегаров у меня в другой статье, ссылку приведу в конце.
Забрасывание угля в топку, это особое искусство, нужно точно знать, где он необходим для наилучшего сгорания. В каждой профессии существует наивысшее мастерство, так и у кочегаров, долго работающих у одного котла, была такая лихость - обработать свой котел с завязанными глазами. Только очень дружная работа опытных кочегаров позволяла обеспечивать паром машину. И тут никакой капитан и старший механик ничем помочь не могли.
Но вот судно ошвартовалось у причала, что ж, кочегары могут расслабиться? Отнюдь. Очистка топок и огневых камер, замена колосников, и наиболее нудное дело - удаление накипи из котлов, а также очистка нагара и сажи из дымогарных труб. Без всего этого держать пар "на марке" в рейсе было невозможно.
Сейчас эта профессия на флоте практически исчезла. А на суше - нет. Ну вот например такая вакансия:
Машинист (кочегар) котельной, Хабаровск, до 77 000 руб./месяц
Опыт работы от 3 лет, среднее специальное образование, работа вахтовым методом
Обязанности: - Обслуживание водогрейных котлов, работающих на твердом топливе.
Есть и другие варианты в более отдалённых местах с оплатой до 90 000. Нет желания попробовать? Или образования не хватает? :)
Ещё в развитие темы:
Как заставить броненосец двигаться
Нужны ли кочегары для двигателей торпед?
О том, как на кораблях царил пар
.........................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь