Найти тему
Приступ ностальгии

Как советская игра Тетрис покорила весь мир, что у неё общего с футболом и как американка хотела выйти замуж за эту игру

Оглавление

На первый взгляд кажется, что примитивность "Тетриса" зашкаливает. Что может быть проще, чем раскладывать по местам падающие вниз разные геометрические фигуры. Как бы там ни было, но факты на лицо: эта игра уже 35 лет не теряет популярности, многие с удовольствием играют в неё, постоянно выходят новые версии.

Источник фото: forexdengi.com
Источник фото: forexdengi.com

Простое гениальное изобретение Академии наук СССР

История "Тетриса" началась в 1984 году в Вычислительном центре АН СССР. Учёный Алексей Пажитнов работал в сфере искусственного интеллекта (распознавания речи). В процессе апробирования выдвинутых идей использовались головоломки. Это и стало первым толчком к изобретению "Тетриса".

Алексей Пажитнов, создатель “Тетриса”. Источник фото: factroom.ru
Алексей Пажитнов, создатель “Тетриса”. Источник фото: factroom.ru

Как говорит сам Пажитнов, условия для создания мегапопулярной в наши дни игры можно сравнивать со спартанскими. Программа писалась на компьютере "Электроника-60", техническом чуде, которое в те времена вполне реально претендовало на звание персонального компьютера. Но дело было не так в самой "Электронике-60", как в тогдашней "клавиатуре" - консуле. Этот вводный агрегат был чрезвычайно шумным, громоздким и неудобным.

Научные сотрудники называли работу с консулом пыткой. А для хранения данных использовалась ленточная операционная система, суть которой сводилась к тому, что при ошибке приходилось менять не часть информации, а целую ленту.

Позже к первому советскому компьютеру сумели присоединить экран, который мог выдавать всего 24 строки текста. Память "Электроники-60" - 512 килобайт, огромная на то время память, а сейчас недостаточная даже для отправки электронного письма.

"Тетрис" из тетрамино

Алексей Пажитнов изначально пытался автоматизировать популярную на то время игру пентамино: плоские фигурки, состоящие из пяти соединённых квадратов, необходимо было сложить в заданную фигуру.

Источник фото: https://vc.ru
Источник фото: https://vc.ru

"Электроника-60" с этим заданием не справлялась, поэтому Пажитнов упростил задание и перешёл к тетрамино, таким же фигуркам, но состоящим из четырёх квадратов. И дело тронулось. Игру удалось создать за 2-3 недели. Первая версия имела 10 уровней. Пажитнов сначала играл в неё сам, причём на прохождение 5-6 уровня потратил несколько недель. Это была примитивная игрушка, по сути, одни, скобки и пробелы, без звуков, графики и цвета, с дрожащим экраном, но она "цепляла". А сам Пажитнов, как говорится, завис. Он вспоминает, что играл без остановки, долгое время не мог ни доделать игру, ни остановиться. Потом к процессу подключились коллеги. Рабочую версию разместили на дискете, передавали ее один другому. Каждый из ученых добавлял что-то свое.

Одна из первых версий «Тетриса» на компьютере «Электроника-60». Источник фото: https://vc.ru
Одна из первых версий «Тетриса» на компьютере «Электроника-60». Источник фото: https://vc.ru

Вскоре "Тетрис" уже был на всех "Электрониках-60". А через год уже была версия для ПК.

Цветной «Тетрис» Владимира Герасимова. Источник фото: https://vc.ru
Цветной «Тетрис» Владимира Герасимова. Источник фото: https://vc.ru

Звезда игрового мира из СССР

"Тетрис" завоевал отечественную аудиторию мгновенно, вышел за пределы СССР и произвёл фурор на Западе, при этом, никто даже не знал имени создателя игры.

Источник фото: android.fotostrana.ru
Источник фото: android.fotostrana.ru

Все крупные компании, специализирующиеся на игровом бизнесе, одновременно захотели получить права на это изобретение. А так как советские учёные не отличались амбициозностью, то для подтверждения своих прав как автора "Тетриса" Алексею Пажитнову пришлось повоевать с акулами бизнеса. В конце концов авторские права были подтверждены и учёного пригласили работать в Microsoft. В 1996-2005 гг. Пажитнов работал в этой компании над головоломками Pandora’s Box.

Источник фото: Twitter
Источник фото: Twitter

"Тетрис" и футбол: что общего?

Уже долгое время "Тетрис" не теряет популярность. И в наши дни, перекочевав в мобильник, он остаётся одной из самых популярных игр. Ещё в 2014 году, согласно официальным данным, количество платных загрузок современного "Тетриса" на гаджеты было более 425 миллионов.

Источник фото: Яндекс.Музыка
Источник фото: Яндекс.Музыка

В 2007 году игру приняли на сохранение в библиотеку Конгресса в Америке как одну из 10-ти самых важных компьютерных игр. А в 2018 году даже появились желающие выйти замуж за "Тетрис". О своих намерениях стать женой популярной игры заявила Нурул Махджабин Хассан из Флориды.

Благодарен "Тетрису" и чемпион по футболу из Испании Хавьер Эрнандес Креус. Он уверен, что стать чемпионом ему много в чём помогла именно эта игра. Благодаря ей, он научился думать наперёд, ориентироваться в ограниченном пространстве, правильно просчитывать ходы и рационально использовать свои возможности.

Чемпион по футболу из Испании Хавьер Эрнандес Креус. Источник фото: Twitter›molniasport
Чемпион по футболу из Испании Хавьер Эрнандес Креус. Источник фото: Twitter›molniasport

Таким образом, созданная для внутреннего пользования научных сотрудников в середине 80-х игра, смогла за несколько десятилетий стать непопулярной и, очевидно, останется такой ещё долгое время.

А Вам нравится Тетрис? а помните другие электронные игры и СССР? Поделитесь, как обычно воспоминаниями в комментариях!