О чем роман?
1) Тема народа и власти
На первый взгляд, кажется, что роман о диссидентах . Так ли это?
Повествование затрагивает большой временной промежуток: всю вторую половину ХХ века. И действительно, одна из основных тем романа - тема народа и власти. Улицкая довольно много и подробно говорит об оппозиционном - диссидентском - движении, при этом старается не давать ему свою оценку. Может быть, прямо Улицкая и не говорит о своём отношении к столь непростому вопросу. Но обратите внимание на персонажей-диссидентов!!! Какие неприятные типы! Чего стоит несуразный Илья. А сцена свадьбы бывшего мужа Лисы? Все оппозиционеры Улицкой какие-то "грязные": кто "стучит", кто жизнь пропивает, кто с моралью мало знаком. Будто тараканы подпольные. Если судить по тому, как завершаются судьбы представителей народа, то напрашивается вывод: власть победила.
2)Тема дружбы
На мой взгляд, данная тема удалась лучше остальных. Три друга, три совершенно разных человека, способных на взаимоотношения. Каждый из друзей воплощает свою сферу искусства: Илья - зрение - фотограф, Саша - слух - музыка, Миха - речь - литература. Каждый из них часть целого, ипостась олицетворенного искусства, каждый дополняет друг друга, они разные, но не противопоставлены.
3)Тема взросления
Помимо остросоциальной темы Улицкая поднимает ещё и психологическую тему - тему взросления. Только ленивый критик не написал про имаго. Идея, что большинство людей созрело только для спаривания, а интеллектом и моралью не отягощены, показана с помощью метафоры 'насекомое, степень его развития = личность, ее зрелость'. Метафора интересна, нова. В романе продемонстрированы только имаго, взрослых, дозревших персонажей я не вижу.
РАМОЧНЫЙ ТЕКСТ
В романе есть чётко прописанная рамка, в которую вплетается основной текст; роман здесь будто обрамленная картина. Начинается сюжет со смерти одного Иосифа (Сталина), а заканчивается смертью другого Иосифа (Бродского).
Рамка косвенно связана с сюжетной линией, по большей части является хронологической основой. С одной стороны, указывает на временной промежуток, о котором будет идти речь (с 1953 года по 1996), с другой стороны, создает кольцевую композицию, что в свою очередь свидетельствует о цикличности.
Невольно вспоминается культовый роман Б.Л. Пастернака, тот самый - "не читал, но осуждаю" - "Доктор Живаго". Начинается он со сцены похорон матери Юрия Живаго, со смерти, заканчивается смертью главного героя. Уникальный художественный прием Пастернака находит применение в романе Улицкой. Вообще, Улицкая в своём "Шатре" выделяет значимую роль и Пастернаку, и его роману - та самая "запрещенка", которая поражает многих персонажей, а для одного героя становится роковой. Думаю, что Людмила Евгеньевна ценит творчество Бориса Леонидовича. Потому что второй замечательный приём Улицкой - фрагментарность текста - тоже несколько напоминает временной контрапункт (с) из романа о Живаго.
ФРАГМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРА текста.
Людмила Улицкая часто говорит, что её стихия - рассказ, именно в этом жанре ей комфортнее всего писать. И роман её больше напоминает цикл рассказов, объединённых общей идеей, героями, темой. Об этом свидетельствует и композиция: пролог, 30 озаглавленных частей, эпилог. Так, каждая часть может претендовать на самостоятельность, вполне может быть законченным произведением.
Чем напоминает временной контрапункт?
Тем, что отсутствует линейное повествование: главы не идут чётко по времени друг за другом, все перемешано. Читая про смерть персонажа в одной главе, в следующей можно встретить его живого невридимого, лет за 5, 10, 15 до смерти. С помощью подобной подачи информации читатель понимает глубже мотивы поведения, проникает в психологию героя, что, несомненно, хорошо и интересно.
Чего в романе не хватило именно мне.
1. Взрослого созревшего человека, выражаясь языком романа: одни имаго.
2. Двоякое авторское отношение к диссидентскому движению. Почему все представители оппозиции столь убоги?