Родился будущий олигарх в 1965 году в Москве. Отец работал начальником управления международных связей Госкомитета спорта и физкультуры СССР, мать - сотрудница кафедры полимеров Московского института химического машиностроения. Предки Прохорова по матери – учёные и врачи, по отцу – крестьяне. Мог ли подумать прадед по отцовской линии, оставивший хозяйство и сбежавший от раскулачивания, что его потомок войдет в список самых богатейших людей России?
Заглядывая в биографию людей, которые стали известными и достигли финансовых высот в современной России, можно выделить несколько объединяющих критериев:
- родители - номенклатурные работники среднего или чуть выше звена, ученые или сотрудники НИИ, врачи;
- школы с углубленным изучением иностранного языка.
- армия, часто ракетные войска.
Михаил Прохоров не стал исключением. Окончив с золотой медалью специализированную школу с углублённым изучением английского языка, поступил в Московский финансовый институт (МФИ, с 1992 года Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации), который решал задачу подготовки квалифицированных экономических кадров.
После первого курса был призван в армию.
- Моё мнение, в армии должны служить все. Пока туда не пойдут дети элиты, порядка не будет.
После двух лет службы в ракетных войсках продолжил учёбу на факультете международных экономических отношений. В 1989 году окончив МФИ с красным дипломом, Михаила Прохорова назначили начальником управления Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС).
В 1991 году Прохоров познакомился с Владимиром Потаниным. В 1992 году была создана «Международная финансовая компания», в которую после распада СССР были переведены активы и клиенты МБЭСа на сумму 400 миллионов долларов. Дальше дело техники. Через год был создан банк «ОНЭКСИМ». В ходе приватизации за треть от себестоимости удалось приобрести пакет акций ряда государственных предприятий:
- Норильский никель;
- нефтяная компания «СИДАНКО»;
- Новолипецкий металлургический комбинат;
- Новороссийское морское пароходство и другие.
После пятнадцатилетнего плодотворного сотрудничества, которое возвело партнёров в ранг олигархов, Михаил Прохоров решил заниматься самостоятельными проектами, поделив активы с Владимиров Потаниным.
В 2009 году миллиардер вошёл в комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики страны, а через год объявил о планах по созданию гибридного автомобиля «ё-мобиль» и строительстве 5-7 сборочных заводов в регионах России. Почти никто не поверил в то, что в России может появиться отечественное производство электромобилей. Тем не менее, надежды были. В конце концов, должно же когда-то что-то появиться.
До истории с «ё-мобилями» Прохоров не был публичным человеком. Амбициозный проект работал на имидж миллиардера, который захотел поиграть в политику. Летом 2011 года он возглавил партию «Правое дело», созданную по инициативе Администрации президента для двухпартийной системы (примечание: с 2016 года «Партия роста»). По данным газеты «Аргументы и факты» идеологами прихода миллиардера в политику были Юмашевы, зять и дочка Бориса Ельцина.
Несмотря на 100 миллионов долларов, вложенных Прохоровым в развитие «Правого дела», ничего не получилось. Он покинул партию и пропал с радаров политической жизни страны.
Тем временем проект «ё-мобиль» бурно развивался. Было собрано более 200 тысяч предзаказов. Первый гибридный автомобиль планировали выпустить в 2012 году.
- Все желающие смогут оценить возможности нового, сделанного на 100% из российских деталей автомобиля.
Вот только, на «Правое дело» было потрачено 100 миллионов долларов, а на инновационный прорыв закладывался бюджет в 142 миллиона евро. Сейчас очевидно, какие приоритеты и задачи стояли, смотря на соотношение сумм.
Через несколько месяцев после провала с «Правым делом» Михаил Прохоров вернулся на политическую сцену в роли кандидата в президенты, объявив о создании уникальной и инновационной партии «Гражданская платформа». К слову, партия с таким же названием уже была создана в Польше в 2001 году.
Ожидаемо проиграв выборы, энтузиазм испарился. Мечтатель Прохоров превратился в рационалиста Прохорова. Производство «ё-мобилей» из-за недостаточного финансирования было отложено на неопределенный срок. Политическая программа партии «Гражданская платформа», выполнив свою прямую задачу, потеряла актуальность.
Миллиардер несколько лет лениво делал вид, что занимается своими проектами, пока в 2014 году не объявил о закрытии производства «ё-мобиль» и передаче разработанных технологий институту НАМИ за 1 евро. Чуть позднее Прохоров сообщил также о выходе из «Гражданской платформы», сожалея, что с его уходом она автоматически не закроется.
Сейчас Михаил Прохоров путешествует, держит несколько яхт и личный самолёт. Он вернулся к закрытому образу жизни. Публичность больше не нужна. Последние упоминания в СМИ – это либо публикация списков «Forbes», либо информацию о продаже клуба Национальной баскетбольной лиги, которым он владел с 2009 года.