В середине XX в. британским археологом Г.В. Чайлдом были введены термины «неолитическая революция» и «городская революция». Период между этими двумя «революциями» стал эпохой зарождения государственных образований. Однако, в настоящее время термин «революция» применительно к этим двум процессам не используется, поскольку это были не кратковременные, а очень длительные эволюционные изменения, продолжавшиеся несколько тысячелетий. Важнейшей предпосылкой к появлению первых протогосударственных образований стал переход к производящему хозяйству. Первоначально это привело к появлению стабильных поселений – деревень, некоторые из которых в дальнейшем превратились в города.
Одной из ключевых тенденций этого периода стала сакрализация власти племенного вождя или приобретение жрецом-шаманом светских функций. Это привело к появлению идеи религиозного происхождения власти, что существенным образом возвысило ее авторитет. Одновременно происходит формирование идеи собственности, которая начинает восприниматься неразрывно от власти. В результате формируется концепт власти-собственности, ставший одной из ключевых особенностей цивилизаций Востока.
Постепенно начали выделяться общины, обладающие большей мощью, которые смогли подчинить себе несколько других близлежащих деревень – будущие города. Город отличался от деревни не только большим количеством жителей, но и специфическим характером разделения труда. В деревне, как правило, проживали представители «первичного сектора» - земледельцы и скотоводы, в меньшей степени «вторичного сектора» - ремесленники. В городе же преобладали люди, относящиеся к «вторичному сектору», но значительное место занимали и разного рода чиновники и военные, а позже еще и торговцы («третичный сектор»).
Еще одним важным достижением, сделавшим возможность создания государства, стало изобретение технологии металлообработки. Это, с одной стороны, привело к дальнейшему расширению специализации ремесленников (появлению кузнецов, оружейников, ювелиров, рудокопов и т.д.), с другой – к возможности накопления новых богатств (золота, серебра и вообще металлов) и с третьей – к созданию вооружений нового типа, повысивших эффективность воинов, а также возможности унификации военного снаряжения, что стало основой создания регулярной армии.
Повышение производительности труда (при переходе от присваивающего к производящему хозяйству), создание универсальных эквивалентов для обмена (денег из драгоценных металлов) привело к появлению торговли. Города стали торговыми центрами, связавшими как ближайшие деревни, так и отдаленные регионы. В ряде случаев именно торговля заложила экономическую основу создания протогосударственных образований.
Первые протогосударства возникают еще в VIII тысячелетии до н.э. в регионе, получившем название «Плодородный полумесяц» (регион Западной Азии, от Северного Ирака до Восточного Средиземноморья), отличающемся благоприятными природно-климатическими условиями. Наиболее известными центрами этой эпохи стали Чатал-Хююк (в Анатолии) и Иерихон (в Палестине). Причем археологические данные свидетельствуют о том, что и Иерихон, и Чатал-Хююк были заселены примерно с XII-XI тысячелетий до н.э. В отличие от прочих поселений эпохи неолита, эти города отличались наличием фортификационных сооружений, что свидетельствует о ведении их жителями серьезных военных действий, подразумевавших возможность длительной осады. Строительство и поддержание этих сооружений было бы невозможно без существования прочной власти, способной организовать горожан на столь масштабную деятельность, и слоя воинов, готового нести регулярную службу по охране городских стен.
Население каждого из этих городов составляло около 5-7 тысяч человек, что резко возвышало их над соседними поселениями. Кроме того, оба этих города были центрами, вокруг которых существовало большое количество небольших деревень. Это свидетельствует о зачатках государственности, хотя в полноценные государства эти центры не переросли. Также следует отметить существование серьезного расхождения между уровнем развития архитектуры (в первую очередь фортификационной) и ремесла (отсутствие керамики и использование только каменных и костяных орудий). Однако к VI тысячелетию до н.э. и Иерихон и Чатал-Хююк приходят в упадок, причем причины этого неизвестны.
Примерно на рубеже VI-Vтысячелетий до н.э. в долине Нила и низовьях Тигра и Евфрата начали складываться протогосударственные образования. Природные условия в этих регионах были менее благоприятными, чем в Плодородном полумесяце и для ведения производящего хозяйства требовались усилия по созданию ирригационных сооружений. Хотя эти сооружения и затрагивали только небольшую часть течения рек (вокруг создававших их общин), но для организации работ по их созданию требовалось существование централизованной власти, способной мобилизовать значительные человеческие ресурсы. Именно это стало одной из главных предпосылок появления ранних государств Древнего Востока – номовых государств Египта и городов-государств Месопотамии.