Найти тему
Блог ЖД фотографа

Тепловоз 2ТЭ25К: в России такой остался всего один, зато сохранил заводскую окраску. Новый кандидат в воображаемый музей локомотивов.

В последнее время трудно встретить на РЖД действительно красивый подвижной состав. Разноцветные уникальные фирменные поезда полностью ушли в историю почти 10 лет назад, а приятные глазу локомотивы доживают свой век. В 99 процентах случаев они либо перекрашены в красный и серый, либо сохранили зелёный цвет, но выглядят так, будто их вытащили с базы запаса после многолетнего хранения под открытым небом, и, в чём мать родила, поставили в поездную работу.

Яркий тому пример - 2М62У-0022 приписки депо Лихоборы. Он является последним в Москве зелёным тепловозом, но при взгляде на него возникает когнитивный диссонанс: с одной стороны, уникальный цвет кузова, а с другой - выгоревшие цвета, грязные подтёки и ошмётки краски на самых видных местах. Даже не знаю, как лучше - так или всё-таки покрасить в свежие корпоративные цвета?

Ба-а-а-тюшки, да как ты комиссионный осмотр-то прошёл?
Ба-а-а-тюшки, да как ты комиссионный осмотр-то прошёл?

Но есть в Москве и антипод облезлой "Машке" - тепловоз 2ТЭ25К-0015 по кличке "Пересвет".

Красавцы Пересветы строились на Брянском машиностроительном заводе с 2005 по 2009 год. Производство оказалось скромным - всего 15 тепловозов вышли за ворота, и наш герой стал последним живым представителем серии. Изначально машины отправились в депо Печора Северной дороги, а к 2011 году все они перекочевали на Московскую дорогу. Путь нашего героя был извилистым: сначала Брянск, в 2016 году - Новомосковск, и вот, в 2019 году - Лихоборы, которые находятся в Москве на станции Люблино (Лихоборы в Люблино - логика оптимизации от РЖД!)

Попав в столицу, тепловоз немедленно приступил к работе с местными грузовыми поездами на Курском направлении, изредка залетая на МЦК, на БМО и на Павелецкий ход.

Вот он, красавец, только с ремонта! Ведёт сборный поезд из Люблино в Щербинку.
Вот он, красавец, только с ремонта! Ведёт сборный поезд из Люблино в Щербинку.

Только самые ленивые москвичи не предприняли попытку сфотографировать этого красавца. Ещё бы - мало того, что он последний тепловоз серии 2ТЭ25К, находящийся в работе, так ещё и кузов его окрашен в синий цвет! В это трудно поверить, но уже 12 лет машина сохраняет заводскую окраску, и никому не пришло в голову её "откорпоративить".

В истории этого тепловоза меня удивляет, что в Лихоборы-то его передали, а технологию проведения ТО-3 и ТР-1 передать забыли, поэтому наш Пересвет примерно раз в месяц вынужден совершать путешествие до локомотивного депо Брянск, где ему делают крупные виды обслуживания. Осенью 2020 года во время очередного "подкрашивания" буферные огни тепловоза были выделены белым цветом, благодаря чему его мордаха стала смотреться ещё выразительнее.

Немного макияжа, и ты - главный симпатяга Москвы!
Немного макияжа, и ты - главный симпатяга Москвы!

Очень жаль, что малочисленность серии сыграла с "Пересветами" злую шутку, и на сегодняшний день тепловоз № 0015 является последним, находящимся в работе. Остальные машины раскиданы по базам запаса в Брянской области, мокнут под дождём и с каждым месяцем простоя всё сильнее превращаются в синие тыквы. Но надежда на их возвращение в работу пока теплится в моём сердечке.

Лично я нахожусь в полном восторге от "Пересветов" за один только внешний вид. Этот синий кузов, эта белая закруглённая линия, повторяющая очертания кабины, эти белые каёмки буферных огней, эта красная юбка - он так хорош, что я с радостью снимал бы его хоть каждый день.

26 сентября красавец-тепловоз попался мне около станции Царицыно, когда вёз сборный поезд из Чехова в Люблино. Картина маслом: синий локомотив, разноцветные вагоны, на небе рельефные облака, а деревья ещё не успели облысеть перед зимой.

Встреча, которой всегда рад.
Встреча, которой всегда рад.

На основе 2ТЭ25К были созданы как логическое продолжение тепловозы 2ТЭ25КМ, которым точно вымирание не грозит - их наклепали более 550 штук. Увы, вся почти вся серия покрашена в корпоративные цвета и по России колесят 5 сотен тепловозов, похожих друг на друга как две капли воды. Справедливости ради стоит сказать, что РЖДшная окраска им к лицу, однако от того, что в Тынде тепловозы точь-в-точь такие же, как в Москве, в Воронеже, во Пскове и других городах, мне становится грустно.

Клоны наступают!!!
Клоны наступают!!!

Как же хорошо, что появились частные перевозчики, которые заказывают на заводе тепловозы в необычных цветах. Например, ООО "Мечел-Транс Восток", которая работает в Якутии: окрас РЖД рядом не стоял с их стильными линиями.

Вот как надо красить, чтобы было красиво.
Вот как надо красить, чтобы было красиво.

У компании "БТС" тоже своя окраска, и, что самое главное, их тепловозы можно поймать сравнительно близко к Москве, в отличие от "Мечеловских". Синий кузов, на боку которого красуется стрела из красной и белой полос и надпись "БалтТрансСервис", является визитной карточкой этой перевозящей нефтепродукты компании.

Балт Транс Сервис
Балт Транс Сервис

Есть среди 2ТЭ25КМ необычные экземпляры, до которых я пока не доехал, поэтому фотки с ними будут в виде ссылок. Самые красивые, на мой взгляд, тепловозы поставлялись в Монголию (фото 1). Также собственные цвета они получили на частной железной дороге в Бурятии (фото 2), на горно-металлургическом комбинате в Узбекистане (фото 3), и внезапно в Туркменистане (фото 4). Не могу сказать, что Аркадаг выбрал удачное сочетание цветов, но смотрится тепловоз, построенный для него, оригинально. Странно, что его не покрасили целиком в белый цвет, как туркмены это сделали со всеми автомобилями.

Тепловоз 2ТЭ25К-0015 получает 10 баллончиков автомобильного синего металлика из 10. В 2023 году спасти яркость не красно-серых цветов, будучи вдобавок последней живой машиной из всей серии - это чудесное везение. Надеюсь, работники Московской дирекции тяги прочитают мою статью и присвоят тепловозу охранный статус, ведь потерять последнюю, по-настоящему красивую живую машину было бы обидно. Правда, тепловозу угрожает скорее постановка на консервацию в виду малочисленности серии, чем перекраска в корпоратив РЖД.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Лайк, если понравилось, подписка, чтобы не пропустить новое и комментарий, чтобы предложить мне другие локомотивы на обзор.

До новых встреч!