В 1975 джаз-роковый ветер был унят блюзовой прямолинейностью. Вытащив из творческого небытия Капитана Бифхарта, Фрэнк взял его в совместное турне, по следам которого был выпущен альбом Bongo Fury (1975), но дальнейшего сотрудничества перфекциониста Заппы и вольного художника Бифхарта не состоялось. Капитан ушёл, а вот блюзовые веяния остались, и на их волне был выпущен один из самых доступных (в музыкальном плане) альбом Фрэнка – Zoot Allures (1976).
Рок поднимал свою голову и вовсю развернулся в мощном концертном релизе Zappa in New York - прекрасном релизе где музыка смешалась с театром (переиздан в 2019 году на 5 CD). Альбом стал первым камнем преткновения между Заппой и лейблом Worner Brothers. Вскоре ситуацию усугубится, когда лейбл "завернёт" четырёхдисковый проект Фрэнка, под названием Lather, а потом, без одобрения композитора, издаст его в виде трёх отдельных релизов (Sleep Dirt, Studio Tan, Orchestral Favorites)
Судебные распри привели к тому, что за 1977-78 годы Заппа не выпустил ни одной пластинки (не считая, разумеется, релизов от Warner), но в 1979 ему явно сопутствовала удача. Сначала вышел успешный Sheik Yerbouti, а вскоре трёхактовая пьеса Joe's Garage.
Остановимся на пластинке Sheik Yerbouti. Часто можно увидеть, что эту пластинку характеризуют, как концертную. Это верно только отчасти. Как и у любого артиста, дискография Заппы условно делится на студийные и концертные альбомы, но в нашем случае необходимо делать упор на слово - условно. Ведь многие альбомы Фрэнк записывал путём смешения студийных и концертных записей, зачастую даже в рамках одного трека. Заппа называл подобны метод ксенохронией. Ксенохрония значит необычная синхронизация. Классической ксенохронной пьесой является Rubber Shirt - пьеса с альбома Sheik Yerbout. Но главное, что кусочки песен склеены так искусно, что их даже не замечаешь.
Между делом Warner Brothers выпустила очередной отголосок от Lather - оркестровую пластинку Orchestral Favorites (в 2019 году вышло трёхдисковое переиздание альбома).
И знаете, мне кажется, что этот тот редкий случай, когда можно поблагодарить лейбл за то, что он пошёл наперекор артисту. Короткий, но ёмкий альбом, содержащий три уже известные композиции, исполненные на иной лад, и три новые. Идеальная пластинка для знакомства с Заппой - классическим композитором.
В последующем Заппа ещё развернётся в оркестровых манёврах, выпустив несколько тяжеловесный London Symphony Orchestra (первый том вышел в 1983, второй в 1987), мягкий Perfect Strangers (1984) и новаторский Yellow Shark (1993). Но сотрудничество с оркестрами было весьма затратным и не окупаемым делом, поэтому вскоре подобные опыты были забыты.
Как говорил сам Фрэнк:
Симфонический оркестр — это великолепный инструмент. Оркестровый репертуар должен отражать современную жизнь - а не жизнь маленьких групп людей, играющих бесконечно повторяющиеся темы. Интересы композиторов никто не охраняет. Как только композитору нужно что-нибудь исполнить он попадает в зависимость от музыкантов. И в конце концов может получиться так, что парень, потративший своё время на сочинение музыки, получит от её исполнения меньше парня, передвигавшего стулья струнного квартета.
Рок-эра в творчестве Заппы кончается в 1985 году с альбомом Frank Zappa Meets the Mothers of Prevention, всё что последовало за ним было либо синклавирными пьесами, либо концертными записями, либо компиляциями. И здесь мне хотелось бы остановиться на гитарном творчестве маэстро.
В 1988 году вышла компиляция под названием Guitar, представляющая собой подборку из 32-х гитарных соло. Данная пластинка стала последователем бокс-сета Shut up and playing your guitar, вышедшего ещё в 1981 году. Слушая эти записи, понимаешь почему Заппу так высоко ценили гитаристы, ведь его соло — это маленькие пьесы внутри других композиций.
О своём статусе гитарного гуру Фрэнк замечал:
Вообще-то я никогда не был гитарным фетишистом, и всё, что имеет отношение к мышлению гитарного героя, мне чуждо.
Да и о других гитаристах маэстро слышал мало.
Один из самых интересных гитаристов на планете - это Аллан Холдсуорт. Оригинальный человек Билли Гиббонс. Хендрикс казался мне отличным музыкантом. Джефф Бек один из моих любимейших гитаристов на планете. С мелодической точки зрения и просто по замыслу того, что он играет, он великолепен.
Когда в 80-х годах тяжёлый метал стал самым популярным музыкальным стилем в мире, гитарные соло заняли твёрдую нишу на концертах, настала эпоха гитарных героев. Быстрее, интенсивнее, чаще! Но Заппа никогда не кичился способностью извлекать немыслимое число нот в секунду.
Если посмотреть к чему свелось гитарное соло в современной музыке, то получится, что это фрагмент на 8 тактов. И во время этого фрагмента тебе положено сыграть все ходы, которые ты знаешь, как можно быстрее, потом пустить 15 фидбэков и уматывать к чёртовой матери. Современное понимание гитарной игры имеет большее отношение к спорту, чем к музыке.
Каждое гитарное соло было для Заппы творческим актом, и он никогда не хотел становится заложником своих же находок.
Я такой человек, что мне больше нравится идти на риск, чем разучивать соло из какой-то песни и играть его каждый вечер совершенно так же. Пусть лучше будут взлёты и падения, чем уверенность в том, что я выйду на сцену и ошеломлю всех своей техникой - я хочу слушать музыку. И тут моя задача - сочинить спонтанную композицию во время игры, и этим я и занимаюсь.
В релизе 1984 года было ещё множество гитар, а вот на следующем диске, уже прочно обосновался новый любимец Фрэнка - синклавир. Дебютом сего любимца стал Franchesco Zappa, в котором Фрэнк исполнял музыку этого самого Франческо Заппы (композитора, жившего в конце 18 века).
Но это была лишь проба пера, а вот в 1986 состоялся релиз пластинки Jazz from Hell. Этот полностью инструментальный, исполненный на синклавире (за исключением одного соло) альбом принёс Заппе Grammy в номинации «лучшая инструментальная запись».
В синклавире Заппа видел возможность исключения человеческого фактора из воссоздания композиций из нотных записей.
Я так увлечён синклавиром, его возможностями, тем, что я могу слышать точное исполнение композиций, что мне совсем не интересно сочинять какую-то другую музыку.
И хоть Заппы пылал оптимизмом относительно нового инструмента, его следующая синклавирная пластинка (масштабное продолжение Lumpy Gravy под названием Civilization Phaze III) вышла уже после его смерти.
Продолжение следует....