Найти тему
Библиотекарь

Теодицея в книге Иова: жалкие утешители

Книга Иова, по мнению исследователей имеет самое прямое отношение к вопросам теодицеи. Читатели этого потрясающе красивого с точки зрения литературного таланта произведения не могут не обратить внимание на множество пересекающихся вопросов и мучительный поисков ответов на них. До боли знакомое каждому человеку чувство охватывает, когда, сопереживая Иову, не зная, что на самом деле происходит, мы так же задаемся вопросом: а что на самом деле, и за что все это?

Книга Иова редкое ветхозаветное произведение, где в интерактиве Бога и человека появляется или даже вклинивается третье лицо, вносящее смуту и ужас своим появлением. В книге Бытие говорится о змее, здесь мы встречаемся с сатаной, возможно впервые в персонифицированном виде (дело в том, что слово shatan буквально означает "противник" и гораздо чаще встречается именно в этом значении в ветхозаветных книгах) и имеющим явное враждебное отношение к Богу и тем, кто верит в Него. Ветхий Завет скуп на описание этой фигуры, и это одна из причин, почему люди в то время считали Бога ответственным за все: доброе и злое. Вопросы противостояния во Вселенной надо рассматривать отдельно, и это еще одна большая тема, но в нашем случае мы в очередной раз сталкиваемся с проявлением этой противостоящей силы.

Беда в том, что сам Иов ничего не подозревал о небесном совете, где его имя фигурировало и стало предметом вызова, брошенного сатаной.

"И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла." (Иов. 1:6-8)

Я не буду пересказывать содержание, которое каждый при желании может прочитать самостоятельно, и поверьте, это принесет гораздо больше пользы и на много дней займет ваш ум. Скажу только, что витиеватые фразы, поэтичность речей Иова, его друзей, создают картину, которую сложно удержать в голове и приходится прилагать усилия, чтобы выловить самую суть.

Вернемся к Иову. Поставим себя на его место. Жил себе человек и жил. Окруженной прекрасной семьей, достатком, пользовался прекрасной репутацией у своих соседей, упиваясь тихой и спокойной жизнью у себя на родине. Кстати сказать, среди библеистов до сих пор существуют разногласия о местности и времени жизни этого библейского персонажа. По разным оценкам, Иов скорее всего жил сразу после Потопа, и на это указывают ряд факторов. Так, вот, Иов тихо и богобоязненно проводил свои дни, как в один миг потерял детей, слуг, весь скот и в конечном итоге покрылся проказой с ног до головы. Что должен был чувствовать этот человек в такой страшный момент?

Правильно. Полное отчаяние, доходящее до мыслей о самоубийстве. Иов проклинает свой день рождения и садиться в пепел, вооруженный глиняным черепком чтобы скоблить прокаженную кожу.

Появление его друзей не приносит утешения. Они, увидев своего товарища семь дней молчат и не могут прийти в себя от шока увиденного.

И только спустя семь дней по очереди начинают высказывать предположения о причинах происшедшего.

Практически все речи друзей Иова сводятся к поиску причин. Их можно подвести под один общий знаменатель: Иов в чем виновен, может быть существует какой-то тайный грех, повлекший такие тяжкие страдания. Ни Иов, ни его друзья не подозревают о высших причинах такого положения дел и действуют исходя из своих предположений и теологической базы данных.

Хочется отметить тот одну интересную деталь. Если читать речи в отрыве от контекста книги, то они содержат немало потрясающих по своей глубине отрывков. Отдельные слова и предложения затрагивают бытие Бога, Его природу, намерения и отношение к Творению. В речах, как Иова, так и его друзей мы можем обнаружить множество красивейших отрывков, которые сами по себе имеют определенную ценность. Но все в конце концов, не приносит Иову утешения и не удовлетворяет его насущных потребностей.

Иов раздосадован, в душевном порыве он обращается к своим друзьям с такими словами:

"...слышал я много такого; жалкие утешители все вы!" (Иов. 16:2)

Проблема остается, Иов, уверенный в своей правоте, отвергает все предположения друзей и не может найти ничего, что хоть как-то облегчало его страдания. Бог в его глазах не может вот так просто взять и ни с чего вдруг привнести в жизнь столько мучений.

Все остается на прежнем уровне. До тех пор, пока в дело не вмешивается буря.

"Господь отвечал Иову из бури и сказал: (Иов. 38:1)

(Что сказал Бог Иову, мы рассмотрим в другой раз. А сейчас я побежал на работу. Кстати, в английском языке слово job - работа, созвучно названию книги Иов (Job) и сопряженно видимо с тяжким трудом, мучительным и невыносимым. Это не просто работа в обычном смысле, а нечто другое.)))