Найти в Дзене
Знакомство с Поднебесной

Фильм "Проклятие золотого цветка" Чжана Имоу. Битва за власть, проигранная ещё до начала

Оглавление

Марафон китайских фильмов закончился, но я всё же продолжаю знакомиться и знакомить вас с шедеврами китайского кинематографа.

И сегодня это шедевр от знаменитого китайского режиссёра Чжана Имоу.

На данный момент я посмотрела уже несколько его фильмов, и некоторые из них входят в мой топ лучших фильмов, так почему же у меня на канале нет ни одного отзыва о них. Дело в том, что я считаю, я не доросла до того, чтобы комментировать такие фильмы. Я не могу постичь всю масштабность мысли этого человека, поэтому боюсь многое упустить.

Чжан Имоу - китайский режиссёр, продюсер, сценарист и актёр.
Чжан Имоу - китайский режиссёр, продюсер, сценарист и актёр.

Так, например, при всём своём восхищении, я не могу прокомментировать такие фильмы, как "Герой", "Цветы войны", "Тень", так же, как и не могу пересматривать эти фильмы. Интересно ещё, что "Дом летающих кинжалов" стал одним из моих любимых, в то время как "Жизнь несравненной красавицы" вообще не понравился, возможно потому, что я его не поняла.

И всё-таки я попытаюсь оставить свои комментарии по поводу фильма, вышедшего в 2006 году.

Фильм "Проклятие золотого цветка", 2006 г.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Действия происходят во времена Поздней Династии Тан в 928 году. Император возвращается с войны, в то время как во дворце его ждут интриги и предательство собственной жены и принцев.

В оригинале название фильма переводится как "Когда золотые доспехи покрыли целый город". Золотой цвет в древнем Китае символизировал императора, как Сына Неба, лишь император мог носить золотые одежды.

Кадр из фильма. Завораживающая сцена сражения отца и сына.
Кадр из фильма. Завораживающая сцена сражения отца и сына.

Также основные действия разворачиваются внутри императорской семьи, между отцом, матерью и сыновьями. А императорская семья является примером для всего народа. Так кто же такой отец в семье?

Отец в патриархальных культурах символизирует Солнце или Бога, это значит физическое, умственное и духовное превосходство. Пойти против отца, значит пойти против Бога, а это невозможно, это всегда приводит к трагедии.

Чоу Юньфат в роли императора.
Чоу Юньфат в роли императора.
"Между Небом и Землей есть много благ. Но на тебя снизойдут те, что я дам, а коих не дам, не вздумай брать силой."
Император Мин-Цзун "Проклятие золотого цветка"

Эта цитата из фильма звучит жёстко, но если вдуматься, не бери то, что тебе не принадлежит, не посягай на большее, чем дано тебе Богом. Взять больше чем тебе нужно, то же самое, что поддаться жадности и жажде власти. Совсем недавно я поднимала эту тему в отзыве на фильм "Тотем волка". На самом деле, смысл тот же, не бери больше, чтобы не нарушить равновесие.

Гун Ли в роли императрицы.
Гун Ли в роли императрицы.
"Терраса круглая, стол квадратный, что это значит? Под небесным кругом, у каждого на квадратной земле есть положенное место. Это называется законом Природы. Император, отец, сын, верность, сыновний долг, добродетель и традиции - все подчинено закону Природы."
Император Мин-Цзун "Проклятие золотого цветка"

Не пытайся брать силой, просто попроси, просто исполняй законы природы, и тогда твои желания, твои цели будут осуществлены. Но у человека есть и другая сторона, у всего есть противоположность, Ян и Инь, Солнце и Луна, духовность и материальность, проявленное и скрытое, иногда, эмоции, желания берут верх.

Лю Е в роли наследного принца Вана.
Лю Е в роли наследного принца Вана.
"Отчего в праздник хризантем вся семья собирается на этой террасе?"
Император Мин-Цзун "Проклятие золотого цветка"

Не зря символом восстания была выбрана хризантема, это цветок октября по китайскому календарю, и она олицетворяет зарождение энергии Инь, женского начала.

Цинь Цзюньцзе в роли принца Юй, Джей Чоу в роли принца Цзао.
Цинь Цзюньцзе в роли принца Юй, Джей Чоу в роли принца Цзао.
"В 9 день 9 месяца Солнце и Луна соединяются, мы называем это праздником хризантем, который стал символом мира в семье"
Принц Юй "Проклятие золотого цветка"

Как одновременно выразить сыновний долг и к матери и к отцу, если они требуют противоположного. Если происходит разлад между родителями, больше всего всегда страдает ребенок. Как помирить внутри себя два противоположных начала.

Чэнь Цзинь в роли госпожи Цзян.
Чэнь Цзинь в роли госпожи Цзян.

Если Отец это Солнце, это сознательная часть, то Мать, это сердце. Снаружи мы видим мир, внутри же бушует борьба. Сознание уже начало травить сердце, но оно пытается бунтовать, пытается защищаться. Сознанию кажется, что сердце поддалось своим чувствам и предало его.

Мы живём в мире, где правит сознание, оно расчетливее, мы не учим его прислушиваться к сердцу, мы учим его подавлять желания и чувства, поэтому оно побеждает. Оно побеждает, но какой ценой! Потерей чувства, потерей любви или даже части своей жизни.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

В заранее проигранной битве, где ты сам предупредил противника о своих действиях, где ты сам не знаешь на какой ты стороне, потому что борешься против самого себя, как можно победить? Как победить, если победой может быть только отсутствие борьбы.

Это происходит, если Инь хочет победить Ян, и наоборот, вместо того, чтобы стать двумя частями одного целого, вместо того, чтобы стремиться к гармонии.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

В такой великолепной обертке режиссёр подаёт нам проблему, которая рано или поздно происходит или происходила внутри каждого государства, каждого общества, каждой семьи и внутри каждого человека. Так глобально преподносит простые вещи и скрывает глобальные в деталях.

Если говорить о визуальной части, а её просто невозможно не оценить, то во-первых, это наверно самый яркий дворец, который я видела в фильмах. А ведь для этого фильма специально был построен дворец практически в натуральную величину.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Чжан Имоу любит играть с цветом, символизмом и смыслом в своих картинах, и этот фильм великолепное тому подтверждение. Думаю, что каждый, кто посмотрел его, сложил своё впечатление и нашёл свои смыслы, так что это была лишь попытка показать то, что увидела я, но не то, что на самом деле вкладывал режиссёр.

Не могу поставить меньше чем 10 из 10!

Ставьте лайк фильму и мне заодно, за попытки анализа, делитесь с друзьями, пишите свои мысли в комментариях!=)

Читайте также:

#китай #китайские фильмы #чжан имоу #знакомство с поднебесной фильмы #китайское кино