Найти тему
RockTherapy

Что такое "классический рок"?

Оглавление

Что происходило в музыкальной индустрии в 1980-1990-х? Как создавали то, что сейчас мы называем "историей рока"? Почему новым музыкантам приходилось соревноваться не только между собой, но и с "рок-динозаврами"? Классический рок - это уже не просто песни, которые вы перестаёте слушать в 20 лет, это музыка на всю жизнь.

Медленное изменение стандартного формата звукозаписывающего бизнеса с пластинок на компакт-диски, начавшееся в 1980-х годах, завершилось к началу 1990-х. Технология компакт-дисков была впервые представлена Sony и Philips в 1980 году, а первый коммерческий компакт-диск был выпущен в конце 1982 года.

К середине 80-х звукозаписывающие компании предлагали небольшое количество альбомов в этом новом формате, но оно постепенно росло в течение десятилетия, по мере того как продажи кассет и долгоиграющих пластинок сокращались. Компакт-диски стали отраслевым стандартом к началу 90-х годов, когда ими пользовались почти треть американцев.

С точки зрения меломана, компакт-диск стал серьёзным достижением. Диски были более портативными, чем пластинки, и, в отличие от кассет, можно сразу перейти к песне, которую хочешь услышать, без необходимости возиться с кнопками перемотки назад или перемотки вперед.

И в то время как пластинки и кассеты быстро изнашивались, компакт-диски считались вечными в использовании, без заметного ухудшения качества звука, независимо от того, сколько раз их проигрывали (теперь-то мы знаем, что это неправда!). А поскольку компакт-диск имел репутацию превосходного качества звука, многие подростки среднего класса, которые в 90-е вступали в средний возраст и имели достаточный располагаемый доход, вновь обратились к музыке своей юности в новом формате.

Эпоха переиздания компакт-дисков была в самом разгаре в конце 1980-х. В рекламе часто звучали слова "цифровой ремастеринг" и "бонус-треки", чтобы соблазнить покупателей. Компании начали создавать мульти-наборы компакт-дисков в коробках для самых преданных поклонников, с аннотациями, ранее не издававшимися треками или миксами, а также подписями исполнителей. Люди начинают коллекционировать музыку.

Однако цены на компакт-диски оставались выше, чем на винил, и эти дополнительные доходы шли прямо в казну звукозаписывающих компаний. Старые рок-альбомы давным-давно покрыли свои первоначальные затраты на производство, поэтому их переиздание приносило лёгкие деньги крупным лейблам.

Примерно в то же время, когда звукозаписывающие компании начали переход на компакт-диски, радио также стало отражать интерес слушателей к формату, который стал называться классическим роком. Консультант радио Детройта Фред Джейкобс помог создать формат, который побуждал поклонников настраиваться на станции, воспроизводящие только самые большие рок-хиты с 1966 по 1978 год.

Радио классического рока преуспело, потому что привлекало тех же людей, которые покупали переиздания компакт-дисков - фанатов классического рока. В плейлисты так же добавляли менее известные песни или недавно выпущенные треки групп 60-х и 70-х годов.

Этот формат изначально был популярен среди звукозаписывающих компаний, поскольку, казалось, поддерживал их переиздания старого рока. Когда классический рок продолжил доминировать на большинстве рынков, плейлисты практически не изменились, однако лейблы начали замечать, что классический рок может вытеснить новых исполнителей. Это усугублялось тем фактом, что многие молодые слушатели предпочитали классический рок новой музыке.

Хотя существовало много других популярных радиоформатов, классический рок был одним из наиболее распространенных типов радиостанций с середины 1980-х до крупномасштабной трансформации радиопромышленности в 1996 году.

Создание "истории рока"

В течение первых нескольких лет своего существования MTV был единственным кабельным каналом, специализирующимся на музыкальных клипах. Однако аудитория MTV была молодой, и в 1985 году материнская компания MTV Networks начала вещание нового канала под названием VH-1, который был ориентирован на людей среднего возраста, покупающих переиздания на компакт-дисках и слушающих радио классического рока.

Первоначально канал предпочитал крутить ориентированный на взрослых "лёгкий рок", ритм-энд-блюз и джаз. VH-1 не удалось так быстро достигнуть успеха, как компакт-дискам и радио, но канал не сдавался и спустя более десяти лет появилось несколько новых типов шоу. Одним из них стало Pop-Up Video в 1996 году. Благодаря клипам с появляющимися на экране фактами о музыке (иногда очень умными и юмористическими), шоу привлекло многих зрителей, у которых в противном случае не хватило бы терпения смотреть музыкальные клипы. Многие даже находили факты более забавными и занимательными, чем сама музыка и клип.

Рокументари

В 1997 году VH-1 разработал два выпуска об истории музыки: Behind the Music и Legends. Оба были посвящены известным рок-музыкантам и их карьере с шаблоном "из грязи в князи" и уделяющие больше внимания сенсационным аспектам личной жизни, чем музыкальному или стилистическому развитию.

Таким образом, VH-1 создавал у зрителей ощущение, что они знакомятся с историей рока, и обеспечивал видеоряд, дополняющий переиздания компакт-дисков и радио классического рока. Популярность документальных фильмов VH-1 сопровождалась масштабным международным интересом к истории рока в середине 1990-х.

В 1995 году вышли два сериала из десяти эпизодов A History of Rock and Roll (на Time-Life) и The History of Rock ’n’ Roll (на PBS).

Сосредоточив внимание на роке как исторической сущности, VH-1 участвовал в растущем признании рока как важной американской формы искусства. Более того, благодаря продажам переизданных компакт-дисков, радиоформату классического рока и новым видеоканалам, ориентированным на взрослую аудиторию, стало ясно, что старая музыка приносит большие деньги.

В то время как движение классического рока прославляло прошлое рока, многие группы и исполнители, представленные в этом возрождении, пользовались большим успехом в 1990-е. Менее чем за два года до фильмов VH-1 Behind the Music и Legends, впервые вышел в эфир на канале ABC документальный фильм Beatles Anthology. "Free as a Bird" попала в топ-10 в конце 1995 года, а "Real Love" вошла в Топ-5 британских чартов. The Beatles также возглавляли чарты альбомов в 1995 и 1996 годах с тремя сборниками Anthology.

Их соотечественники, the Rolling Stones, также имели успешные альбомы в 1990-х годах: Voodoo Lounge и Bridges to Babylon, а также Эрик Клэптон, бывший участник the Yardbirds и гитарист Cream, выпустил один из самых продаваемых альбомов десятилетия - Unplugged.

Кит Ричардс, the Rolling Stones
Кит Ричардс, the Rolling Stones

Воссоединенные the Eagles заняли первое место в 1994 году с Hell Freezes Over, Питер Гэбриел вернулся с Us, а Сантана в то же десятилетие с альбомом Supernatural и хитом "Smooth". Звезды 1980-х также снова заявили о себе: Ten Summoner’s Tales Стинга (1993) и Mercury Falling (1996), Wildflowers Тома Петти (1994) и Greatest Hits Брюса Спрингстина (1995). Возможно, самое впечатляющее, что U2 заняла первое место по обе стороны Атлантики с Zooropa (1993) и Pop (1997), оставаясь среди самых стойких исполнителей рока.

Карлос Сантана
Карлос Сантана

Группы без нового популярного материала также выиграли от этого возрождения старого рока. Поскольку станции классического рока сосредоточились на хитах предыдущих десятилетий, многие коллективы, которые были известны в 1960-х и 1970-х годах, перегруппировались и гастролировали в летние месяцы. Такие группы, как Chicago, Yes, Foreigner, Styx, Kansas и другие, никогда не возвращались в чарты с той же силой, но снова были способны заполнять большие площадки, особенно если они делили их с другими "старичками".

Как в джазе, блюзе или кантри, теперь можно было состариться в рок-н-ролле - и как артисту, и как фанату. Более того, успех старых групп укрепил идею о том, что у рок-музыки было важное прошлое со своими "знаменосцами".

___

Photos by Ross Halfin

Благодарю за интерес к моим статьям!

Добро пожаловать в @rocknrolltherapy, если любите рок!