«И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! ...Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф. 13:3-23).
Один из многих уроков, содержащихся в притче о сеятеле, заключается в том, что зерно не является единственным фактором, определяющим, последует человек за Христом или нет. Решающим фактором является состояние почвы. Когда доброе семя падает на добрую почву, создаются условия, благоприятствующие плодоношению. Доброе семя, падающее на бесплодную почву, не принесет плода.
Точно так же как есть почва, неблагоприятная для семени Царства, есть почва, благоприятная для семян сектантства. Сердце, нечувствительное к семени Царства, может как раз оказаться восприимчивым к семенам сектантства. Те, кто не любит истины в Слове Божьем, становятся плодородной почвой для семян сектантства. Их неумение или нежелание исследовать Писания в поисках истины, там записанной, делает их сердца уязвимыми для семян заблуждения.
НЕВЕЖЕСТВО И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
Незнание истины делает людей беззащитными перед заблуждением. Не знавшие Писания саддукеи полагали, что задают Иисусу трудный вопрос о женщине, семь раз выходившей замуж:
«В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему. Было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых, не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его» (Мф. 22:23-33).
Саддукеи находились в неведении относительно того, что говорил Бог, и того, что Он может сделать. Иисус дал ответ на их вопрос. Затем Он ответил на их коренное заблуждение - неверие в воскресение (Мф. 22:23, 31, 32). Сегодня очень многие люди заблуждаются из-за незнания Писания и силы Божьей.
ПРИЧИНЫ НЕВЕЖЕСТВА
Одни не знают библейских истин потому, что у них не было возможности изучать Слово Божье. У других была такая возможность, но они, по своей беспечности, не воспользовались ею. Третьи вообще отвергают познание. Любое состояние неведения является нездоровым, но в самом опасном состоянии находится та беспечная душа, которая отвергает познание, ибо она проявляет отсутствие заинтересованности и любви к истине. Отвергающий познание может находиться в худшем положении, чем просто беспечный человек. До беспечного человека легче достучаться, чем до противящегося познанию. Если у первого в отношении истины воля отсутствует, то последний в отвержении истины демонстрирует своеволие.
Когда Израиль отверг познание, Бог сказал:
«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих. Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их» (Ос. 4:6-8).
Когда люди отвергают Бога и познание Его, для них не остается ничего кроме тьмы невежества и греха. Отвергая свет Его Слова и знание Его как личности, они теряют самоуважение и постепенно перестают отличать добро от зла. Такие начинают называть добро злом и зло добром (Ис. 5:20). Они могут думать, что они мудры, но они лишь “мудры в своих глазах и разумны пред самими собою” (Ис. 5:21). На самом деле они невежественны.
Ужасающее положение язычников во времена Павла было результатом неведения Бога. Их невежество возникло из-за жажды греха и отвержения духовного знания.
«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков... ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным. получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:18-32).
Другими словами, эти люди невежественны, но при этом несут ответственность за свое невежество. Вот что сказал Иисус о некоторых невеждах:
«...И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: “слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их”» (Мф. 13:14, 15).
Прежде чем выбрать неведение, задайте себе следующие вопросы: какую цену мне придется заплатить за это? Готов ли я заплатить ее? Оставайтесь в неведении - и вы заплатите эту цену!
Некоторые верующие во Христа остаются в неведении о библейских учениях, которые им следовало бы знать. Они подвергают себя опасности быть уведенными на путь заблуждения, потому что не воспользовались предоставленными им возможностями учиться и расти. Будучи плотскими, они не в силах воспринимать твердую пищу Слова (см. 1 Кор. 3:1-4). Эти незрелые христиане туги на ухо, ибо их чувства не приучены навыком к различению добра и зла в той степени, в какой следовало бы (Евр. 5:12-14).
Как долго будет Бог прощать заблуждения тем, кто, обладая искренним сердцем, пребывает в невежестве, потому что не имел возможности возрастать в знании? Предоставим таких на суд Ему: это Его работа, а не наша. Давайте делать все, что в наших силах, чтобы пополнять наши знания и, в свою очередь, учить тех, кто искренен, но не научен библейским истинам. А те, у кого есть возможность учиться, не должны прятаться за спину Божьей милости. В Деян. 17:30 написано: “Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться”. Нельзя в своей жизни исходить из допущения, что Бог будет смотреть сквозь пальцы на заблуждение в честных, но невежественных. Нельзя пренебрегать возможностями все больше и больше познавать волю Бога для нашей жизни. У того, кто свое греховное неведение прикрывает Божьей милостью, совершенно не то на душе, что у того, кто не знает истины потому, что не имел возможности узнать ее.
ВАЖНОСТЬ ЗНАНИЯ
Иисус сказал: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (Ин. 17:3). Имеется в виду не то знание, которое приобретается просто интеллектуальным восприятием божественной истины. Иаков писал: “Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?” (Иак. 2:19, 20). Иаков ясно говорит о том, что наши знания должны побуждать нас к действию. В 1 Ин. 2:3-5 мы читаем:
«А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы должны любить истину. Эта любовь должна побуждать нас изучать Писания, чтобы познать истину, которая делает нас свободными (Ин. 8:31, 32; 17:17, 19). Нам также следует иметь смелость мерять Словом Божьим нашу жизнь и убеждения. Даже если то, что мы узнаем, обнаруживает наше заблуждение, мы не должны становиться врагами тех, кто проповедал нам истину (Гал. 4:16). И, наконец, нам необходимо упражняться в истине. Мы познаем Бога, если исполняем Его волю (Ин. 7:17; 1 Ин. 2:3-5).