Ух, тема такая животрепещущая и больная для многих таганрожцев, что даже не знаешь, как к ней подступиться и с чего начать.
Ну, наверно, начнем с того, что сразу заверим, что статью придется разделить на 2 части :)
Представим холодный неприятный поздний осенний месяц. Конец года, небо хмурое, даже в сердце юга бесконечно льют дожди. Кто бы мог подумать, что именно в такое время в 1930 году "родится" сенсация, которая станет одной из основных "фишек" Таганрога. Все верно: именно в этот период начали строить первые в городе трамвайные пути. Ответственной за идею была организация с длинным названием «Акционерное общество по сооружению электрического трамвая». Однако в Таганроге трамваи потому и называют "народным", что строительство велось и силами местных жителей в том числе.
Но трамвайные линии в том виде, к которому мы все привыкли, появились далеко не сразу. Самая первая ветка длиной в 14 километров появилась между двумя заводами: инструментальным имени Сталина (сейчас он уже называется "ОАО Комбайновый завод") и металлургическим заводом. Правда, не совсем понятно, почему выбор пал на соединение именно этих зон, ведь гораздо логичнее было бы соединить, условно, промышленный и жилой район. Но оставим это на продуманный логистический расчёт и "пробу пера".
Все трамваи имели надпись "Таганрогский металлург", ибо даже завод не смог остаться в стороне и также внес значительный вклад в историю появления данного транспорта на улицах города.
Первый легендарный трамвай пошел по дороге далеко не сразу - пришлось ждать еще 2 подготовительных года. За это время железный путь немного приобрел размеры, а именно - разросся до вокзала. Именно от этой точки могли проехаться первые пассажиры.
Появление неведанной ранее штуковины, которая, к тому же, безумно практична, быстро стало фурором среди местных граждан. В архивах музеев и у многих таганрожцев сохранилось множество фотографий людей, живших в те времени, которые позируют на фоне трамвая.
На фотографии выше модницы 70-х годов, ниже - фото более позднего периода, ориентировочно - довоенное время.
Как можно догадаться, новшество быстр приобрело популярность у местных жителей, и трамвайные вены постепенно стали захватывать новые территории:
- 1933 год - появление новой линии до Октябрьской площади и создание поворотного кольца.
- 1935 - еще одна линия до завода "Красный гидропресс".
Возможно, эта тенденция стала бы развиваться и дальше, однако война внесла свои корректировки. Конечно же, в период Великой Отечественной трамваи не ходили.
Но практически сразу после победы советских войск жители Таганрога могли добираться до разных точек города на транспорте. Масштабы и рост популярности практически "фирменного" ростовского трамвая продолжили расти:
- 1944 год - робко возобновилось движение по 2-му маршруту.
- 1945-1948 - постепенно возобновилась работа всех линий, созданных до военных действий.
- 1949 - проложили новую ветку до завода "Прибой".
- 1957 - проложили путь по улице Либкнехта.
- 1950-е по 1960-е - за это время было проделано так много работы для движения трамваев, что появилось несколько развилок, кольцевых и новых возможность соединить линии. Теперь кататься на трамвае стало еще проще, а добираться до желаемого места - быстрее.
- 1985 год - трамвайного визита удостоилась и улица Кузнечная.
Можно сказать, именно в 80-е и 90-е годы закончились основные модернизации. По сути, тот транспортный путь, который был создан тогда, сохранился и до наших времен. Исключением являются разве что работы по удалению одиночных "тупиковых" веток.
Но на расширении дело не останавливалось. Примерно в 60-е годы граждане стали стали возмущаться "каменным веком" и несовременным подходом со стороны властей. Выражался он тем, что стрелки на некоторых развилках переводила вручную специальная сотрудница. После массовых жалоб в местную газету стрелки стали переводиться уже автоматизированным механизмом.
Все было явно не так радужно, как кажется на первый взгляд. Была существенная нехватка вагонов, а те, которые имелись, были в большинстве в нерабочем или аварийном состоянии. Правительство взяло эту проблему на себя, и многие города со всей России "пожертвовали" часть своих трамваев, среди известных "доноров" фигурировали Новороссийск и Москва.
В настоящее время полная протяженность всех путей составляет около 47 километров.
Как вы могли понять из всей статьи - трамвай для жителей Таганрога - это не просто средство передвижения, а практически член семьи, который как пережил вместе с людьми все невзгоды, так и рос вверх.
А вот продолжение истории трамвая вплоть до наших дней, его препятствия и проблемы, с которыми он сталкивался и продолжает иметь дело, читайте в следующей статье!