Найти в Дзене
Владислав Панкратов

ЦКАД-2. Второй пусковой комплекс. «Настоящий» скоростной обход Малых Вязем.

Оглавление

Тот самый пока планируемый автомагистральный участок ЦКАД на западе от Москвы, без которого приходиться нелегко жителям Малых Вязём и Больших Вязём.

Он же часть будущего платного дублёра А-108 "Московское большое кольцо".

Трассировка ЦКАД-2 на карте Москвы и Подмосковья от Яндекса.
Трассировка ЦКАД-2 на карте Москвы и Подмосковья от Яндекса.

Здравствуйте, дорогие и любимые читатели с подписчиками!

В июле этого года ЦКАД «замкнули», достроив заключительный участок трассы от М-4 до примерно Калужского шоссе. В СМИ любят говорить про стройку 330 км кольцевой дороги вокруг Москвы, но фактически построили только ~260 километров новых и платных участков. Это ЦКАД-1, ЦКАД-3, ЦКАД-4 и ЦКАД-3-5.

Остальные ~70 километров дорог — это реконструкция бывшего участка трассы А-107 «Московское малое кольцо» под названием ЦКАД-5. Это единственный бесплатный участок Центральной кольцевой автомобильной дороги, он начинается в районе Калужского шоссе (А-101) и идёт до Ленинградского шоссе (М-10 "Россия").

Дорогу расширили до 4-х полос, местами построили новое направление в обход населённых пунктов, возвели разноуровневые развязки... Но денег на всё не хватило и построили усечённый вариант дороги. Оставили переезд через ЖД-пути со шлагбаум, сплошным транзитом большегрузов через довольно крупные населённые пункты со светофорами на Можайском шоссе и т.д.

В этой статье поговорим о перспективном втором пусковом комплексе Центральной кольцевой автомобильной дороги, он же ЦКАД-2. Где пройдёт и когда её построят.

Краткая история вопроса

Или почему так вышло, что у ЦКАД будет два дублирующих друг друга участка на западе от Москвы. Бесплатный и платный (будущий). Последнему собственно посвящена статья.

Вначале 2000-х годов высшим руководством страны решался насущный вопрос о перегруженности трассы А-107 «Московское малое кольцо» и необходимостью что-то с этим сделать. Было два решения на выбор. Полностью реконструировать «малую бетонку» или строить совершенно новую кольцевую дорогу. Возможно, даже с привлечением частных средств.

Вопрос достаточно серьёзный, стратегический. От этого зависит развитие всей Московской агломерации, крупнейшей на территории СНГ и даже Европы.

С одной стороны, А-107 проходит через многие населённые пункты, дачи, СНТ и т.д. Чтобы перестроить бетонку в некое подобие скоростной дороги, не говоря уже об автомагистрали, нужно строить многочисленные развязки, разноуровневые пешеходные переходы. Нужно выкупать очень много недвижимости для стройки дороги. Да и ускорить бетонку толком не выйдет, когда местный (локальный) трафик перемешивается с транзитом. От этого страдал и страдает МКАД, имея слишком много съездов с дороги и выездов на дорогу, на отдельных участках каждые 100 метров.

С другой стороны, для полностью новой дороги нужно согласовать, или правильнее, состыковать маршрут её прохождения с многочисленными военными объектами, коммуникациями (газопроводы, нефтепроводы), обходом дачных посёлков и т.д. Порубить немало леса (учесть природо-охранные территории), хотя это далеко не главная забота при таких стройках.

Готового коридора под новую дорогу градостроители предыдущих поколений не оставили, ибо тогда делалась ставка на расширение А-107. О чём напоминают заделы под расширение малой бетонки в местах её пересечения с крупными дорогами. Например, на М-2 «Крым» на фото ниже.

Развязка М-2 "Крым" (сверху вторым уровнем) с А-107 "Московское малое кольцо (снизу). Виден задел под расширение дороги под мостом. Снимок от Яндекса.
Развязка М-2 "Крым" (сверху вторым уровнем) с А-107 "Московское малое кольцо (снизу). Виден задел под расширение дороги под мостом. Снимок от Яндекса.

Но как известно, приняли второй вариант со строительством новой дороги, что известна сегодня нам как Центральная кольцевая автомобильная дорога. Коротко — ЦКАД.

После утверждения этого варианта стал вопрос проработки более детальной трассировки дороги и резервирования территория под стройку. И тут началась главная проблема.

Военный полигон «Алабино» и территория Министерства обороны РФ вокруг неё. Этот полигон располагается в Наро-Фоминском городском округе (тогда — районе) Московской области. Вблизи трассы А-107 «Московское малое кольцо».

По её территории потенциально мог бы пойти автомагистральный участок ЦКАД и тогда никакой проблемы с Малыми Вязёмами не было. Надо «всего-лишь» взять и перенести полигон в другую часть Подмосковья, построив всю сопутствующую и необходимую инфраструктуру на новом месте и оплатив работы, разумеется.

Спутниковый снимок от Google приблизительной территории Минобороны РФ в районе Парка Патриот и Полигона Алабино. Сами границы территории есть в публичном доступе на генеральном плане Наро-Фоминского городского округа.
Спутниковый снимок от Google приблизительной территории Минобороны РФ в районе Парка Патриот и Полигона Алабино. Сами границы территории есть в публичном доступе на генеральном плане Наро-Фоминского городского округа.

Думаю, российские военные были бы не против переместить полигон куда-нибудь в другую часть Подмосковья ради такой стратегической дороги, если им бы всё это оплатили и построили. Но никто этого не сделал в своё время. И более того, никто не собирался. А в 2014 году Минобороны на своей территории начали строить главный военно-патриотический объекта нашей страны — Парк Патриот.

В итоге, возможность построить автомагистральный участок ЦКАД вблизи старой бетонки на западе Москвы пропала. Но и это не главная беда.

ЦКАД-5 (тот самый бесплатный участок) утвердили в усечённом варианте (со светофорами и железнодорожным переездом) сразу в 2014 году, ибо уже тогда выделенных средств Правительством РФ не хватало на реконструкцию дороги в полноценном варианте. Даже потребовалось устранять «узкие места» сразу после реконструкции дороги. О том, как так всё вышло, давайте поговорим в другой раз, если уж так интересно, можете напомнить. Давайте поговорим о хорошем =)

Характеристики ЦКАД-2

Официально, какой-либо информации на этот счёт не публиковало. В этой часть я опираюсь на технические характеристики существующих автомагистральных участков ЦКАД.

И так, ЦКАД-2 будет иметь категорию дороги (автомагистраль) с расчётной скоростью движения 150 км/ч.

Расчётная скорость движения не означает, что дорожники выставят именно такое ограничение скорости по запуску трассы. Скорее всего, на старте стоит ожидать ограничение в 110 км/ч. С шансом на повышение скорости до 130 км/ч через год-два после пуска.

Общая длина всего ЦКАД-2 будет ~190 километров.

Для сравнения все остальные автомагистральные участки ЦКАД имеют общую длину в ~260 км.

На первом этапе планируется строительство бессветофорной автомагистрали в две полосы движения в каждую сторону (2+2). В перспективе, также как и на остальных участках ЦКАД, будет три полосы движения (3+3).

На трассе планируется 9 развязок с федеральными и региональными автомобильными дорогами.

Трассировка ЦКАД-2

ЦКАД-2 начнётся в месте пересечения ЦКАД-1 и ЦКАД-5, т.е. платного и бесплатного участков кольцевой ГК "Автодор", что севернее деревни Лисинцево Наро-Фоминского городского округа Подмосковья.

Сейчас в этом месте строителями оставлен задел (нажмите для просмотра на карте Яндекса) под продолжение автомагистрали, чтобы не перекрывать движение на время стройки ЦКАД-2.

Задел под ЦКАД-2 севернее деревни Лисинцево Наро-Фоминского городского округа Московской области.
Задел под ЦКАД-2 севернее деревни Лисинцево Наро-Фоминского городского округа Московской области.

Далее дорога пройдёт параллельно трассе М-3 «Украина», чтобы обойти ранее описываемыми в статье земли Минобороны. Тем самым ЦКАД-2 отдалиться от Москвы на ещё 30 километров (в сумме ~60-80 км от МКАД).

И уже в районе деревни Башкино дорога перестанет проходить параллельно Киевскому шоссе и уйдётна северо-запад, приближаясь всё ближе к А-108 "Московское большое кольцо" и дублируя его.

Т.е. ЦКАД-2 не просто второй пусковой комплекс ЦКАД, а как бы будущий участок ещё одной новой платной кольцевой автомобильной дороги вокруг Москвы на совсем дальних подступах к городу.

Сам ЦКАД-2 окончится в районе села Покровское Дмитровского городского округа. В пяти километрах от более известного села Рогачёво.

Традиционно, всю трассировку дороги можно посмотреть на интерактивной карте.

Интерактивная карта ЦКАД-2: https://yandex.ru/maps/-/CCUm48dPsB

Официальная информация

Главными источниками информации маршрута прохождения будущей дороги являются два документа:

1) Генеральный план Москвы в части присоединённых территорий (ТиНАО). Его срок действия запланирован до 2035 года и он до сих пор актуален. Принят в 2017 году.

ЦКАД-2 на генеральном плане Москвы до 2035 года.
ЦКАД-2 на генеральном плане Москвы до 2035 года.

Небольшой участок дороги ~19 км (по меркам всей трассы) пройдёт по территории поселения Новофёдоровское Троицкого административного округа Москвы.

2) Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (СТП ТО МО). Актуальная версия на 2021 год доступа на сайте ФГИС ТП (федеральная государственная информационная система территориального планирования).

ЦКАД-2 на Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области
ЦКАД-2 на Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области

Любопытный читатель может задать актуальный вопрос — насколько можно доверять этим двум документам в вопросе точности трассировки?

В отношении Генплана Москвы, трассировка будущих дорог на территории Новой Москвы достаточно точна, что можно быть уверенными что примерно так и пройдёт ЦКАД-2. С небольшой погрешностью в 500 метров от изображенной трассировки на перспективу.

Что же до Московской области, то там ситуация примерна та же. Можно открыть старые редакции СТП ТО МО и посмотреть как планировались будущие дороги, например, существующие участки ЦКАД, обход Октябрьский-Островцы по трассе М-5 и многие другие объекты.

Развязки

С какими дорогами будут развязки на ЦКАД-2.

На ЦКАД существует нумерация развязок, точно так же как и на МКАД. Пока я не встречал такого, что их используют на дорожных указателях, тем не менее приведу номера для сведения на интерактивной карте.

  • №26. Начало ЦКАД-2 в месте пересечения ЦКАД-5, А-107 и ЦКАД-1;
Развязка №26 или 146 километр ЦКАД. Выше уже видели спутниковый снимок с заделом под ЦКАД-2.
Развязка №26 или 146 километр ЦКАД. Выше уже видели спутниковый снимок с заделом под ЦКАД-2.
  • №9. Пересечение с Киевским шоссе (М-3 "Украина");
  • №10. Пересечение с Минским шоссе (М-1 "Беларусь");
  • №11/№12. Пересечение с региональной дорогой 46К-9132 (М-9 «Балтия» – Онуфриево – Орешки) в районе деревни Никольское Рузского городского округа;
  • №13. Пересечение с Новорижским шоссе (М-9 "Балтия");
  • №14. Пересечение с трассой М-11 "Нева";
  • №15. Пересечение с Ленинградским шоссе (М-10 "Россия");
  • №16. Пересечение с региональной дорогой 46К-0260 (М-10 «Россия» — Зубово — Московское большое кольцо).
  • №17. Пересечение с А-108 "Большое бетонное кольцо. Конец участка.
Все развязки ЦКАД-2 на интерактивной карте.
Все развязки ЦКАД-2 на интерактивной карте.

И нужно учесть один фактор с развязками. Экономия бюджетных денег.

Могут построить не совсем полноценные развязки, когда для подъезда к какой-либо (федеральной) дороге будет использоваться А-108. Существующие примеры, это развязка ЦКАД с М-2 "Крым" и Дмитровским шоссе. Либо не построить совсем, оставив на ещё более дальнюю перспективу.

Нужен ли вообще ЦКАД-2 в таком варианте?

Безусловно. Во-первых, транзитный (грузовой) трафик в западной части Подмосковья будет перехватываться на более дальних подступах Москвы, что разгрузит вылетные магистрали на участке от МКАД до А-108 (ЦКАД-2).

Во-вторых, сама А-108 тоже не идеальна. Она имеет те же проблемы как и «Малое кольцо» (А-107), тобишь трассировка через населённые пункты, несвязанные между собой участки. Так, получится скоростной дублёр.

У водителей будет выбор использовать платный участок или ехать по бесплатному. Для большегрузов по бесплатным федералкам платится Платон, по платным дорогам "Автодора" платится отдельный тариф.

В-третьих, конечно же такая дорога уведёт значительный транзитный трафик с бесплатного ЦКАД-5, где сейчас постонная пробка в районе Голицыно, Малые Вязёмы, Большие Вязёмы и т.д.

ЦКАД-5 останется для преимущественного местного трафика, жителей Москвы и Московской области.

Когда ждать дороги?

ЦКАД-2 планируют начать строить в 2025-2029 годах. Такая информация была в статье Ведомостей от 19 сентября 2019 года.

Скриншот статьи "Ведомостей" по поводу сроков строительства ЦКАД-2
Скриншот статьи "Ведомостей" по поводу сроков строительства ЦКАД-2

Одновременно или паралелльно запустят реконструкцию существующих автомагистральных участков ЦКАД с расширением до 3-х полос движения в каждое направление и строительством новых развязок.

О реконструкции ЦКАД-1, ЦКАД-3, ЦКАД-4 и ЦКАД-3-5 было известно ещё до строительства этих дорог. Ибо в целях экономии средств (вполне обосновано) кольцевая строилась в две полосы движения, при этом транспортные сооружения сразу строились под три полосы движения. Когда трафик на дороге возрастёт и возникнет потребность в ремонте дорожного полотнка, то дорогу как раз будут расширять до трёх полос.

Более уточнённой информации следует ждать через несколько лет, когда собственно придёт пора шевелений с этим проектом. Напомню, что у ГК «Автодор» также есть Северный обход Твери на трассе М-11, который не построили по схожим причинам, как и ЦКАД-2.

На этом всё. Всем спасибо за прочтение статьи. Надеюсь, было приятно читать и вы узнали какую-либо полезную и интересную информацию по ЦКАД-2 :)

Буду благодарен за оценку статьи и приглашаю подписаться на мой канал, я рассказываю о развитии транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области =)