Важно понять, что такое "фокус" и как им управлять
Посмотрите на этих бабочек. Кажется, что они такие разные. Одна (слева) идеально маскируется, совершенно не видна на фоне древесной коры. Другая (справа), вроде бы, наоборот – яркая и привлекающая внимание. Но... Это не разные виды бабочек. И так, и так может выглядеть одна и та же бабочка – расправляя крылья, либо складывая их. Когда надо, когда рядом хищник – она сама незаметность. А когда поблизости партнер, которому желательно понравиться – она привлекает весьма эффектной раскраской.
Иначе говоря, бабочка управляет "фокусом внимания". Либо максимально отвлекает внимание, либо наоборот, обращает его на себя.
В физике фокусом называют точку пересечения лучей. В других значениях это очаг, средоточие, центр. И, конечно, так мы называем номера иллюзионистов. Причем в русском языке это слово передает значение точнее, чем в английском. Там это "magic tricks" – "чудесные" обманные трюки. А у нас название ближе к сути – фокусник совершает скрытые манипуляции, отвлекая разными способами внимание публики от того, что на самом деле происходит.
Люди – не бабочки, но для успешности нам не помешает воспользоваться подобными "фокусами". Хороший пример, мы об этом писали, это известный киногерой - красноармеец Сухов из фильма "Белое солнце пустыни". Он мастерски управляет "фокусом внимания". И за счет этого побеждает.
Огромные часы на руке Сухова – особо интересный предмет. Сами по себе они символизируют четкость и организованность. Именно такие "траншейные" часы давали возможность военным организованно и взаимосогласованно атаковать, в боях Первой мировой. Но в одноимённой повести, написанной теми же авторами (Ежовым и Ибрагимбековым) сказано, что эти часы не ходят. Тогда понятно, почему в начале фильма Сухов отмеряет время не по часам, а по длине тени от сапёрной лопатки. Огромные часы красноармейца сыграли заметную роль в той сцене, где Сухову понадобилось на мгновенье отвлечь врагов. Этой секунды хватило, чтобы выхватить оружие и перехватить инициативу в бою. Вот так опытный боец Сухов прекрасно манипулировал фокусом внимания.
Чаще всего этот воин едва заметен среди песков, в своей полинявшей и выцветшей военной форме. Но, когда нужно, он легко захватывает внимание соперника с помощью большой "наручной безделушки". Как учил древнекитайский воитель Сунь Цзи "Война – искусство обмана". Сухов, при всей его порядочности, в битвах тот ещё "обманщик" и "фокусник". И потому зрителю нравится смотреть, как он это мастерски делает. Наш мозг так устроен – он получает удовольствие, когда видит оригинальные решения, которые в трудных ситуациях могут пригодиться.
В наше время, в самых разных делах, главным стало управление вниманием. Кто умело захватывает внимание потребителя, кто мастерски им управляет, тот и побеждает. Особенно важно это в творческих и новаторских проектах – в рекламе, в кино, в стартапах.
Аналитики говорят, что сейчас на смену информационной экономике приходит экономика внимания. В ней общественными интересами управляют истории, и особо ценится умение придумывать оригинальные идеи. Те же, кто силён в реализации идей и образов, во внедрении их в реальные проекты, становятся "могущественными волшебниками" – реальными вершителями судеб и двигателями общественных перемен.
Когда умело управляешь фокусом внимания, становятся возможны любые чудеса. Наверняка и в вашей жизни случались подобные "фокусы"?