Когда мне довелось первый раз посмотреть картину Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», я никак не могла понять, как ему это удалось. Собрать потрясающий актерский состав и снять настолько неудачный фильм. Особенно после совершенно гениального «Собачьего сердца». Давно хотела сравнить его с «Мастером и Маргаритой» Юрия Кары, да все руки не доходили. И вот дошли.
Воланд
В фильме Бортко Воланда играет Олег Басилашвили, и этот выбор был мне совершенно непонятен. С первых же кадров подумалось – это роль Валентина Гафта и никто другой не сыграет ее лучше. Но когда увидела этого актера в фильме Кары, это было полное разочарование.
Да, внешне образ Гафта больше соответствует книге, чем образ Басилашвили. Но это внешнее сходство с героем Булгакова сыграло, на мой взгляд, в фильме не в плюс, а в минус. Воланд получился какой-то нарочитый, картинный.
Басилашвили же, как мне кажется, не пытался сыграть дьявола, а играл человека, невыразимо уставшего за шесть (или сколько там?) тысяч лет существования.
Еще более наигран и неестественен «дьявольский» смех Гафта. Да и слишком молод был Валентин Иосифович на время съемок в фильме Кары. В 94-м ему было всего 59. Вот в 2005-м, когда снимался фильм Бортко, это было бы 100-процентное попадание. Но актеру досталась в картине только роль Каифа и человека во френче.
Мастер
И Александр Галибин, и Виктор Раков в роли Мастера – оба по-своему хороши. Но почему-то в фильме Кары я никак не могла забыть, что передо мной актер, игравший в 120-ти с лишним фильмах и сериалах. А то, что Галибин был Пашкой-Америкой в «Трактире на Пятницкой», совершенно забылось.
Маргарита
Против Анны Ковальчук сыграли «Тайны следствия». Ее Мария Сергеевна Швецова так долго не сходила с экранов ТВ, что трудно было воспринимать ее в каком бы то ни было другом образе. Отовсюду выглядывали следовательские погоны.
А вот Анастасия Вертинская меня удивила. В плохом смысле этого слова. Ее Ассоль, Гуттиэре, Офелию, Кити отличали свежесть молодости. Ее Мона в «Безымянной звезде» была капризно-изысканной. А в Маргарите, на мой взгляд, не хватило той самой породы.
Изысканности не осталось вовсе, капризность заменила истеричность, да еще появилось какое-то жеманство. Нет, я, конечно, не кинокритик и уж совсем не претендую на истину в последней инстанции. Но именно такое впечатление сложилось у меня от этого образа, созданного столь любимой мною актрисой.
Понтий Пилат
И Кирилл Лавров, и Михаил Ульянов – оба великолепны.
Иешуа
В герое Николая Бурляева, мне кажется, больше скорби. В герое Сергея Безрукова – больше человечности. И это, пожалуй, единственная его роль, откуда не выглядывает «Бригада». Честно говоря, я даже не сразу поняла, что это он.
И совсем недавно узнала, что и Мастера в фильме Бортко озвучивает Сергей Безруков. Есть две версии, почему так случилось. Первая - режиссер решил так показать близость двух героев. Вторая - продюсерам не понравился голос Галибина.
Чем, на мой вкус, проигрывает «Мастер и Маргарита» Кары «Мастеру и Маргарите» Бортко, так это финалом. У Кары он громкий, лицо Мастера, когда он кричит Понтию Пилату: «Свободен!» – почти счастливое. Мне ближе тихое прощание Мастера и Маргариты с поэтом Бездомным, ее тихий поцелуй и их тихий уход по лунной дорожке.
А какой из фильмов больше понравился вам?