Как так получилось, что на самом краю света, на суровом и безжизненном берегу Белого моря можно встретить самых северных мустангов в мире?
Как так получилось, что на самом краю света, на суровом и безжизненном берегу Белого моря можно встретить самых северных мустангов в мире?
Замечу, что добраться до деревни Кузомень, что застенчиво притулилась на берегу реки Варзуга-нелегкая задача.Пришлось преодолеть на новом #isuzudmax несколько десятков километров по реальной пустыне, образовавшейся здесь из-за нещадной вырубки леса и изменившей ландшафт тундры до неузнаваемости.
Там даже заблудиться можно или увязнуть в песке по колеса. На этом участке из машины лучше не вылезать. Вокруг сплошные гнёзда жестких крачек, которые готовы выклевать глаза, как в фильме Хичкока «Птицы».
Если выходить из машины, делать это нужно быстро, предусмотрительно надев шляпу, а лучше шлем. В одной из глубоких ям у меня оторвался номер, пришлось выползать из тачки и реально отбиваться от птиц,пока колупался в луже.
Вместо указателя с названием населенного пункта, Кузомень встречает старинным кладбищем завалившимися гнилыми крестами.Сильные ветра, продувающие все насквозь, оголяют могилы и выбрасывают человеческие кости на поверхность.
Я пошёл посмотреть на человеческие кости. К великому моему сожалению черепов или берцовых костей не случилось, так по-мелочи... Однако, торчащие из-под песка гробы настраивают на философский лад.
Нагулявшись вдоволь, я расположился в в шикарном по тем местам доме у Натальи- единственного человека в Кузомене, кто помогает выживать куцему табуну северных мустангов.
В разговоре с ней выяснилось, как лошади попали тундру на Кольском полуострове.
Вот их грустная история.
В конце 80-х годов колхоз «Беломорский рыбак» решил завезти на Терский берег овцебыков, яков, а также четырнадцать кобыл и трех жеребцов. Якутских лошадей привезли из Оймякона на самолете военно-транспортной авиации. Для них тогда построили специальную конюшню-загон. Какое-то время они, видимо, работали в колхозе, но потом были брошены. По какой причине отпустили животных на вольные хлеба, непонятно.Говорят, что их было сложно заставить работать т. А я думаю, что колхоз не смог прокормить лошадей и просто выгнал их на вольные хлеба. Живите, лошадки, здесь иногда тепло.Вот такие пироги...
Сейчас в Кузомене осталось только 6 взрослых лошадей и один жеребёнок. Имена у них любопытные. Пацаны: Борис, Семён, Пегас, Фёдор и Марс. Причём, на 5 жеребцов приходится всего 1 кобыла. Какая интрига!
Снежка-дама с характером. В общем, там целый сериал. Кто же, счастливый обладатель этой красотки?
Я даже спалил эту пару за сценой любви, причём не где-нибудь, а прямо под окошком старой деревянной церкви. Которая была закрыта неспроста.
Мустанги всегда на грани жизни и смерти. Есть им особо нечего, жалкая трава, водоросли, дохлая рыба, кости да еда которую им даёт Наталья. Зимой им совсем край. Иногда они просто стоят не шевелясь неделями, превращаясь в снежные скульптуры. Просто нет сил двигаться.
Лошади с голодухи приняли телефон в руке за кусок хлеба, и не разобравшись, с ходу попытались откусить, да ещё и вместе с рукой.Рука дороже, поэтому я пошёл за булкой в магазин, тут их целых два. Дойдя до ближайшего, я увидел чудную картину: дверь снаружи подперта палкой - старый поморский способ обозначить, что никого нет дома.
Интересно, кому же досталась Снежка и что случилось с нами дальше на Терском берегу?
Тогда продолжение следует...
Читайте следующий пост про Кузомень у меня в Инстаграмм: https://instagram.com/alex_korzin