Варенька глянула в зеркало и отпрянула - заплаканные глаза, опухшие губы, неприбранные волосы. Солнце клонилось к закату, а она нынче еще не покидала своих покоев. Не желала никого видеть. Накануне была разорвана её помолвка с графом Рейнгольдом Лёвенвольде, сыном беглого лифляндского барона, нашедшего убежище в Курляндии.
На момент сватовства Лёвенвольде к княжне Варваре Черкасской он уже имел титул графа, пожалованный ему Екатериной I. Недолго царствовавшая вдова Петра I обеспечила своему фавориту высокий титул и немалое влияние при дворе. При Петре I иностранцев привечали, и чрезвычайно хитрый и пронырливый Лёвенвольде ловко пристроился сперва камер-юнкером ко двору невестки Петра Софии-Шарлотты, жены царевича Алексея Петровича. София-Шарлотта не устояла перед лоском галантного немца, как не устоят и последующие его любовницы: от Екатерины I до Натальи Лопухиной, не считая коротких романов и многочисленных интрижек.
Варенька Черкасская была чудо как хороша да к тому же наследница несметных богатств батюшки - канцлера Алексея Михайловича Черкасского. Мечтающих добиться руки Варвары Алексеевны было немало, да только князь Черкасский браковал одного жениха за другим. Впрочем, и мать Вари, Мария Юрьевна, также была чересчур критична к претендентам на руку её дочери, а она имела огромное влияние на своего мягкого и нерешительного мужа.
Так, сватовство князя Антиоха Кантемира к Вареньке расстроила именно она. Варваре нравился князь, не против был и отец, но Мария Юрьевна сочла эту партию не достойной её дочери ввиду отсутствия у жениха достаточно высокого государственного поста. Кантемир вошел в русскую историю как самый значительный поэт доломоносовского периода. Долго и тщетно добивался он благосклонности родительской четы Черкасских и в сердцах написал желчное и клеветническое, унижающее честь княжны стихотворение, при этом задев её мать, как препятствующую его планам. Образ Вареньки Кантемир зашифровал под именем Сильвия:
Сильвия круглую грудь редко покрывает,
Смешком сладким всякому льстит, очком мигает,
Белится, румянится, мушек с двадцать носит;
Сильвия легко дает, что кто ни попросит,
Бояся досадного в отказе ответа, —
Такова и матушка была в ее лета.
Образ, нарисованный в стихах, порочащих княжну Черкасскую, абсолютно не соответствовал действительности. Варвара Алексеевна отличалась строгими манерами и безупречным нравственным обликом.
Что до графа Лёвенвольде, то расстройству помолвки способствовал отец Вари князь Черкасский - слишком хорошо знал он разгульное прошлое графа, который, к тому же, и после помолвки продолжил вести прежний образ жизни и не прекратил отношения с признанной красавицей Натальей Лопухиной.
Шли годы, княжна Черкасская по-прежнему блистала красотой; при дворе Елизаветы Петровны 30-летняя Варвара Алексеевна получила должность камер-фрейлины и пользовалась особым расположением императрицы.
А через год в жизни княжны появился человек, покончивший, наконец, с её странным образом вечной невесты. Графа Петра Борисовича Шереметева много лет назад прочили в женихи Варваре Алексеевне. Юная Варенька часто наведывалась в Кусково к своей подруге Наталье, сестре Петра Шереметева, там и возникла влюбленность между ней и Петром. Но Наталья Борисовна, как жена князя Ивана Долгорукова, вместе со всем опальным семейством отправилась в ссылку в Березов по приказу императрицы Анны Иоанновны. Князь Черкасский не желал и слушать о браке дочери и Петра Шереметева, состоящего в родстве с Долгорукими.
Но в 1742 году умирает отец Варвары князь Алексей Михайлович, а вскоре Петр Шереметев сватается к княжне Черкасской. Браку этому весьма благоволила императрица Елизавета Петровна. Жених был на пару лет моложе невесты, рода хоть и весьма знатного, но положения невысокого. Именно брак с Варварой Черкасской способствовал его стремительному продвижению при дворе Елизаветы Петровны. Свадьба состоялась зимой 1743 года.
Действительный камергер Императорского дворца граф Петр Шереметев в течение четырнадцати лет последовательно получил звания генерал-лейтенанта, генерал-аншефа и генерал-адъютанта.
Помимо успехов на государственной службе после женитьбы на Варваре Черкасской Петр Шереметев в качестве приданого получил около семидесяти тысяч душ крепостных и обширные земли, в том числе и Останкинскую усадьбу с прилегающими поселениями, на территории которой его сын Николай Петрович Шереметев построит роскошный дворец с театральным залом и картинной галереей.
Две знатные фамилии - Черкасские и Шереметевы - объединили свои состояния, включающие четыре десятка имений в двадцати девяти российских губерниях.
Семейную жизнь супругов Шереметевых можно было бы назвать счастливой, если бы не была она омрачена потерями. Из шестерых детей трое умерли в детском возрасте, а одна из дочерей, Анна скончалась от черной оспы накануне своей свадьбы.
Брак Варвары Алексеевны и Петра Борисовича длился двадцать четыре года, вплоть до смерти Варвары Алексеевны в 1767 году. Еще двадцать лет граф Шереметев будет вдовствовать и скончается в возрасте 75-ти лет.
Спасибо всем, кто дочитал!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.
Благодарю Вас за внимание к каналу "Ты - женщина и этим ты права" и приглашаю на другой, посвященный кино:
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5d055e7ec8a6920d90257dee