Давным-давно, 43 года назад, в самом начале педагогической деятельности, я был наивно уверен, что любому человеку можно объяснить всё, что угодно, если правильно, доходчиво рассказывать. В смысле, конечно, не совсем уж всё, а любую тему из школьных математики и физики.
То, что лично мне никто и никогда не сможет объяснить ничего из области истории и химии, я уже тогда понимал.
Через несколько лет работы моя уверенность пошатнулась. Лет через пятнадцать от неё не осталось и следа.
Ничего не смыслю в иммунитете, но всё выглядело так, как будто организм избавляется от информации, вредной для здоровья. Человек может прекрасно понимать, о чём мы говорим. Но через некоторое время (от нескольких минут до нескольких дней) вся эта информация стирается из памяти неведомой силой.
Примерно так же происходит у меня с историей. Пока мне рассказывают, я всё понимаю. Но через пятнадцать минут от исторической информации не остаётся и следа.
Пришёл к удивительно оригинальному выводу — все люди разные. В каждом человеке есть своя доля физичности и лиричности. Причём, с убыванием физичности совсем не обязательно растёт лиричность. Я вполне могу быть одновременно не физиком и не лириком. И в этом нет ничего страшного. Так устроен мир.
Мне после 43 лет работы со школьниками, как правило, для этого нужна личная беседа продолжительностью минимум в час. И порой не одна. И я всё равно не всегда могу однозначно быть уверен в результате.
Строгой границы между физиками и лириками нет
Существуют физики, прекрасно разбирающиеся в истории и литературе, и лирики, очень неплохо ориентирующиеся в математике и физике. Но в любом случае ни один физик не может тягаться с настоящим лириком в лирике. И наоборот.
Одного из учеников мама попросила подготовить к техническому вузу. Мальчик свободно цитировал древних философов, читал Шиллера и Гёте в оригинале. Но с математикой у него были большие проблемы.
Понимал он всё, решал с пониманием десятки примеров, проявлял фантастическое усердие и трудолюбие. При этом через неделю уже искренне удивлялся, что всё это решал сам. Только собственный почерк заставлял его поверить, что он это уже проделывал.
Но мама не может ошибаться, раз мама сказала, что у мужчины должна быть нормальная специальность, значит, она должна быть. И мальчик пахал, не щадя себя. Я честно просил маму подумать, может ему не так уж и нужен технический ВУЗ. Но мама была неумолима.
Мальчик поступил в МАИ на платной основе. И через полгода маме пришлось его буквально эвакуировать, спасая рассудок. Ответственный мальчик не выдержал нагрузок.
Этот мальчик — один из типичных примеров реального лирика-гуманитария. Он никогда не сможет толком освоить базовую школьную программу по математике и физике. И он в этом не виноват. Он не глуп и не ленив, но с природой не поспоришь.
При этом существуют гуманитарии, прекрасно разбирающиеся в базовой школьной математике на самом высоком уровне (абитуриент мехмата). У меня в каждом физмат классе много лет подряд собиралось до половины класса гуманитариев. И отлично учились. Хотя всё же не так, как прирождённые математики и физики. И с физикой всё было заметно сложнее, чем с математикой.
Гуманитарий с подачи школы ставит на себе большой жирный математический крест
Откуда взялась эта идея? Почему человек гуманитарного склада уверен в своей неспособности к азам математики?
Эту идею виртуозно внушает школа, чтобы оправдать свою неспособность научить математике 5-го, 6-го классов сколько-нибудь заметное количество учащихся. При существующих методиках это действительно невозможно.
Почему-то многие родители воспринимают слово «гуманитарий» по отношению к своему ребёнку, как приговор. В том смысле, что ребёнок обречён на бесконечные двойки по математике.
И даже иметь возможность помогать в будущем своему ребёнку в школе минимум класса до 8-го. При этом гуманитарию достичь такого уровня обычно гораздо легче, чем «ни физику, ни лирику».
Но для этого в школе должны применяться разумные методики, нацеленные на понимание, а не на зубрёжку сотен алгоритмов.
При нынешних методиках большинству гуманитариев приходится спасаться от школьной программы по математике и физике всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
Школа называет гуманитариями всех, кто по той или иной причине имеет проблемы с математикой
В эту категорию попадают и откровенные лентяи. Настоящих гуманитариев, как и настоящих математиков, не так много.
При этом, безусловно, настоящий гуманитарий легко может написать базовый ЕГЭ по математике (выпускной из школы) на полный балл, да и профильный для вуза баллов на 60 минимум, если его учить не школьными методами, а по-человечески, то есть с применением мозга и логики.
Если статья показалась полезной, ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые публикации об образовании
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Владимир Тер-Григорян, математик, физик, репетитор, автор бесплатных и платных книг по подготовке к экзаменам по математике, отработал в школе почти 30 лет, считает семейную форму образования единственно возможной на сегодняшний день.
Читайте другие статьи автора:
Для кого составлены школьные программы?
Для чего нужны оценки? Не поставил ни одной за 22 года работы в школе
Математика в школе: что надо знать, чтобы не учить правила
Читайте статьи других авторов:
История в учебниках и явная лажа