Найти тему
Азбука-Аттикус

Почти тысяча страниц с Мэрилин: вышла новая книга о легендарной кино-диве

Оглавление

Мэрилин Монро — девушка-легенда, неотразимая кино-дива, звезда Голливуда, подлинно культовая фигура ХХ века. Именно ей посвящен роман известной американской писательницы, пятикратного финалиста Пулитцеровской премии Джойс Кэрол Оутс «Блондинка». Критики окрестили его «драматичным, провокационным, амбициозным и самым важным в карьере» Оутс. В 2021 году готовится к выходу экранизация романа с Аной де Армас и Эдрианом Броуди в главных ролях.

Пока ждем выхода фильма, советуем обратить внимание на саму книгу. «Блондинке» есть, чем удивить читателя. Что особенного в этой книге и почему ее стоит прочесть — в нашем материале.

Не сухая биография, а эпический роман

-2

«Блондинка» — не сухая биография кинозвезды Мэрилин Монро, а художественный роман о хрупкой и беззащитной девушке Норме Джин Бейкер. «Блондинка» — не исторический документ. Реальность здесь смешивается с вымыслом, а подлинные факты — с воображением автора.

«Блондинка» — рафинированная выжимка из «жизни», поданная в форме художественного произведения. Несмотря на внушительный размер романа (почти тысяча страниц), его образы построены по принципу обобщения. Так, вместо многочисленных домов, где некогда жила и воспитывалась ребенком Норма Джин, в «Блондинке» описан лишь один, вымышленный. Вместо многочисленных любовников, проблем со здоровьем, абортов, ролей в кино в «Блондинке» упоминаются лишь некоторые, самые знаменательные.

Реальная Мэрилин Монро действительно вела дневник и писала стихи, точнее, отрывки в стихотворной форме. Из них в последнюю главу включены лишь две строчки; все остальные стихотворения сочинила Джойс Кэрол Оутс. Точно так же упомянутые в романе работы «Настольная книга актера и жизнь актера» и «Парадокс актерского мастерства» — не настоящие книги, а плод авторского воображения.

Необычная история создания

-3

Идея написать книгу о знаменитой блондинке пришла Джойс Оутс, когда она увидела фотографию пятнадцатилетней победительницы конкурса красоты — девочки с вьющимися каштановыми волосами и короной из искусственных цветов. Ее звали Норма Джин Бейкер, и она была еще совсем непохожа на Мэрилин Монро. В интервью своему биографу Грегу Джонсону Оутс призналась: «Я почувствовала что-то вроде узнавания. Эта молоденькая, улыбающаяся девочка, полная надежд, была такой американской. Она сильно напомнила мне девочек из моего детства, некоторые из которых росли в неблагополучных семьях».

Изначально Оутс планировала написать небольшую повесть о превращении школьницы в суперзвезду, которая теряет свободу и становится полностью зависимой от киностудий. Но чем больше писательница изучала биографию Монро и смотрела ее фильмы, тем больше убеждалась в многогранности и недооцененности Мэрилин как актрисы и как личности. Ее деятельность повлияла не только на кинематограф, но и на музыку, театр, спорт, политику и даже преступность. Мэрилин Монро была куда больше, чем просто жертва. Оутс решила превратить ее в некую вымышленную героиню, мощный вдохновляющий образ и своеобразного «Моби Дика, или Белого кита», олицетворяющего «не силу природы, а силу выдумки и уловки».

Три женских образа

-4

В «Блондинке» три женских образа. Первый — наивная, добрая и скромная Норма Джин Бейкер. Она росла то с бабушкой, то с матерью, то в приюте, то в чужой семье. Отца своего никогда не видела. Эта девочка отчаянно нуждалась в любви, заботе и понимании. Безуспешно искала их у чужих людей. Ее главное воспоминание детства — темный кинотеатр и фильм о Принцессе-Блондинке и Темном Принце — героях ее фантазий.

Второй — роковая красотка и кинодива Мэрилин Монро. Искусственно созданный образ в обтягивающей одежде, на шпильках, с фирменной красной помадой и узнаваемым тихим хриплым голосом. Настоящей Норме Джин не нравился этот персонаж, ей было неприятно, стыдно и противно. Но такова была ее цена успеха.

«Ей вымыли волосы шампунем и сделали перманент, выбелили потемневшие корни перекисью — такой мощной, что пришлось включить вентилятор, иначе Блондинка-Актриса непременно задохнулась бы. Затем снова промыли волосы, разделили на пряди, накрутили на огромные розовые пластиковые бигуди. Потом опустили ей на голову ревущую сушилку, похожую на аппарат для лечения электрошоком».
-5

Третий образ в книге — мифическая Блондинка. Она символизирует чистоту, молодость, невинность и недостижимость. Блондинка — что-то воздушное, легкое и хрупкое. Идеал, к которому нужно стремиться, но невозможно достичь. Быть Блондинкой — значит жить «светлой жизнью»: радостно, беззаботно, безупречно.

Сказка и готический роман

-6

«Блондинка» — не просто роман: в нем сочетаются элементы сказки и готики. Сказка — история любви Принцессы-Блондинки и Темного Принца. Именно этот фильм с упоением смотрела Норма Джин, мечтающая о таких же светлых и настоящих чувствах. История Принцессы и Принца — тайная фантазия и мечта ее жизни.

«Сколько раз в безрадостном детстве, а потом в отрочестве с трепетом пересматривала она этот фильм <...> непременно была Принцесса-Блондинка и Темный Принц. Вихрь самых разнообразных событий то сводил их вместе, то разлучал <...> ближе к концу фильма, гремела драматичная музыка, и оба появлялись на экране, чтобы слиться в жарких объятиях».
-7

Но в готическом романе, то есть в реальности, все оказалось не так радужно и романтично: Темный Принц заключает Принцессу в темный замок — так киностудия и ее руководство подчинили себе Мэрилин; а ее агент, мистер Шинн, стал Румпельштильцхеном — хитрым, саркастическим, безобразным карликом, который «научил дочку мельника добывать из соломы золото».

Атмосфера золотого века Голливуда

-8

Хоть детство будущей кинозвезды проходило безрадостно, в нем были и приятные эпизоды. Например, воскресные поездки с матерью в Беверли-Хиллз, Бель-Эйр, Лос-Фелис и на Голливудские холмы. Ездили они смотреть особняки звезд: вот дворец Мэри Пикфорд, вот дворец Дугласа Фэрбенкса, вот — Полы Негри, а вот — Тома Микса и Теды Бара.

«Норма Джин смотрела во все глаза. Ну и огромные же дома! Действительно, прямо дворцы или замки, что она видела на картинках в книжках со сказками. Мать и дочь разъезжали по этим великолепным улицам, и то были самые счастливые моменты их жизни».

Сама Мэрилин стала звездой с выходом фильма «Джентльмены предпочитают блондинок». На премьере она неустанно посылала толпе воздушные поцелуи, махала рукой, глаза ее сияли, нарумяненные щеки раскраснелись. Она была счастлива: ее обожали, все вокруг искрилось, блестело и сверкало так, что глазам больно. Ее обожали, ее боготворили, ею восхищались. У нее были романы с великими звездами, среди которых — легендарный Кларк Гейбл, тот самый Ретт Батлер.

-9

Звезда Мэрилин Монро горела ярко, но недолго. После нее остались фильмы, многие из которых стали культовыми. Их хочется пересматривать снова и снова и погружаться в атмосферу золотого века Голливуда с его неприлично дорогими украшениями, шампанским и гламуром.

Пусть настоящая жизнь Мэрилин Монро была далеко не такой звездной и богатой, какой казалась, она навсегда осталась образцом стойкости, трудолюбия и нескончаемой веры в людей.

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.