Мэрилин Монро — девушка-легенда, неотразимая кино-дива, звезда Голливуда, подлинно культовая фигура ХХ века. Именно ей посвящен роман известной американской писательницы, пятикратного финалиста Пулитцеровской премии Джойс Кэрол Оутс «Блондинка». Критики окрестили его «драматичным, провокационным, амбициозным и самым важным в карьере» Оутс. В 2021 году готовится к выходу экранизация романа с Аной де Армас и Эдрианом Броуди в главных ролях.
Пока ждем выхода фильма, советуем обратить внимание на саму книгу. «Блондинке» есть, чем удивить читателя. Что особенного в этой книге и почему ее стоит прочесть — в нашем материале.
Не сухая биография, а эпический роман
«Блондинка» — не сухая биография кинозвезды Мэрилин Монро, а художественный роман о хрупкой и беззащитной девушке Норме Джин Бейкер. «Блондинка» — не исторический документ. Реальность здесь смешивается с вымыслом, а подлинные факты — с воображением автора.
«Блондинка» — рафинированная выжимка из «жизни», поданная в форме художественного произведения. Несмотря на внушительный размер романа (почти тысяча страниц), его образы построены по принципу обобщения. Так, вместо многочисленных домов, где некогда жила и воспитывалась ребенком Норма Джин, в «Блондинке» описан лишь один, вымышленный. Вместо многочисленных любовников, проблем со здоровьем, абортов, ролей в кино в «Блондинке» упоминаются лишь некоторые, самые знаменательные.
Реальная Мэрилин Монро действительно вела дневник и писала стихи, точнее, отрывки в стихотворной форме. Из них в последнюю главу включены лишь две строчки; все остальные стихотворения сочинила Джойс Кэрол Оутс. Точно так же упомянутые в романе работы «Настольная книга актера и жизнь актера» и «Парадокс актерского мастерства» — не настоящие книги, а плод авторского воображения.
Необычная история создания
Идея написать книгу о знаменитой блондинке пришла Джойс Оутс, когда она увидела фотографию пятнадцатилетней победительницы конкурса красоты — девочки с вьющимися каштановыми волосами и короной из искусственных цветов. Ее звали Норма Джин Бейкер, и она была еще совсем непохожа на Мэрилин Монро. В интервью своему биографу Грегу Джонсону Оутс призналась: «Я почувствовала что-то вроде узнавания. Эта молоденькая, улыбающаяся девочка, полная надежд, была такой американской. Она сильно напомнила мне девочек из моего детства, некоторые из которых росли в неблагополучных семьях».
Изначально Оутс планировала написать небольшую повесть о превращении школьницы в суперзвезду, которая теряет свободу и становится полностью зависимой от киностудий. Но чем больше писательница изучала биографию Монро и смотрела ее фильмы, тем больше убеждалась в многогранности и недооцененности Мэрилин как актрисы и как личности. Ее деятельность повлияла не только на кинематограф, но и на музыку, театр, спорт, политику и даже преступность. Мэрилин Монро была куда больше, чем просто жертва. Оутс решила превратить ее в некую вымышленную героиню, мощный вдохновляющий образ и своеобразного «Моби Дика, или Белого кита», олицетворяющего «не силу природы, а силу выдумки и уловки».
Три женских образа
В «Блондинке» три женских образа. Первый — наивная, добрая и скромная Норма Джин Бейкер. Она росла то с бабушкой, то с матерью, то в приюте, то в чужой семье. Отца своего никогда не видела. Эта девочка отчаянно нуждалась в любви, заботе и понимании. Безуспешно искала их у чужих людей. Ее главное воспоминание детства — темный кинотеатр и фильм о Принцессе-Блондинке и Темном Принце — героях ее фантазий.
Второй — роковая красотка и кинодива Мэрилин Монро. Искусственно созданный образ в обтягивающей одежде, на шпильках, с фирменной красной помадой и узнаваемым тихим хриплым голосом. Настоящей Норме Джин не нравился этот персонаж, ей было неприятно, стыдно и противно. Но такова была ее цена успеха.
«Ей вымыли волосы шампунем и сделали перманент, выбелили потемневшие корни перекисью — такой мощной, что пришлось включить вентилятор, иначе Блондинка-Актриса непременно задохнулась бы. Затем снова промыли волосы, разделили на пряди, накрутили на огромные розовые пластиковые бигуди. Потом опустили ей на голову ревущую сушилку, похожую на аппарат для лечения электрошоком».
Третий образ в книге — мифическая Блондинка. Она символизирует чистоту, молодость, невинность и недостижимость. Блондинка — что-то воздушное, легкое и хрупкое. Идеал, к которому нужно стремиться, но невозможно достичь. Быть Блондинкой — значит жить «светлой жизнью»: радостно, беззаботно, безупречно.
Сказка и готический роман
«Блондинка» — не просто роман: в нем сочетаются элементы сказки и готики. Сказка — история любви Принцессы-Блондинки и Темного Принца. Именно этот фильм с упоением смотрела Норма Джин, мечтающая о таких же светлых и настоящих чувствах. История Принцессы и Принца — тайная фантазия и мечта ее жизни.
«Сколько раз в безрадостном детстве, а потом в отрочестве с трепетом пересматривала она этот фильм <...> непременно была Принцесса-Блондинка и Темный Принц. Вихрь самых разнообразных событий то сводил их вместе, то разлучал <...> ближе к концу фильма, гремела драматичная музыка, и оба появлялись на экране, чтобы слиться в жарких объятиях».
Но в готическом романе, то есть в реальности, все оказалось не так радужно и романтично: Темный Принц заключает Принцессу в темный замок — так киностудия и ее руководство подчинили себе Мэрилин; а ее агент, мистер Шинн, стал Румпельштильцхеном — хитрым, саркастическим, безобразным карликом, который «научил дочку мельника добывать из соломы золото».
Атмосфера золотого века Голливуда
Хоть детство будущей кинозвезды проходило безрадостно, в нем были и приятные эпизоды. Например, воскресные поездки с матерью в Беверли-Хиллз, Бель-Эйр, Лос-Фелис и на Голливудские холмы. Ездили они смотреть особняки звезд: вот дворец Мэри Пикфорд, вот дворец Дугласа Фэрбенкса, вот — Полы Негри, а вот — Тома Микса и Теды Бара.
«Норма Джин смотрела во все глаза. Ну и огромные же дома! Действительно, прямо дворцы или замки, что она видела на картинках в книжках со сказками. Мать и дочь разъезжали по этим великолепным улицам, и то были самые счастливые моменты их жизни».
Сама Мэрилин стала звездой с выходом фильма «Джентльмены предпочитают блондинок». На премьере она неустанно посылала толпе воздушные поцелуи, махала рукой, глаза ее сияли, нарумяненные щеки раскраснелись. Она была счастлива: ее обожали, все вокруг искрилось, блестело и сверкало так, что глазам больно. Ее обожали, ее боготворили, ею восхищались. У нее были романы с великими звездами, среди которых — легендарный Кларк Гейбл, тот самый Ретт Батлер.
Звезда Мэрилин Монро горела ярко, но недолго. После нее остались фильмы, многие из которых стали культовыми. Их хочется пересматривать снова и снова и погружаться в атмосферу золотого века Голливуда с его неприлично дорогими украшениями, шампанским и гламуром.
Пусть настоящая жизнь Мэрилин Монро была далеко не такой звездной и богатой, какой казалась, она навсегда осталась образцом стойкости, трудолюбия и нескончаемой веры в людей.
Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.