Найти тему

«Переезд» бизнеса в онлайн: трудности, ошибки, решения

Оглавление

«В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернет и те, кто вышел из бизнеса» ⎯ это высказывание будто бы принадлежит Биллу Гейтсу. Весьма категоричное высказывание. Правда?

Однако посмотрите на текущую действительность: все мы от мала до велика все более и более «погружаемся» в виртуальный мир этого самого Интернета. Хотим мы этого или нет. Сама жизнь, как говорится, заставляет.

Также и бизнес, наш российский бизнес, все шире и шире демонстрирует свое присутствие в «сети». И причиной здесь являются не «ковидные» ограничения, дань моде или порывы нездорового самолюбия.

Переход бизнеса в онлайн ⎯ теперь уже насущная необходимость и стратегическая прозорливость умного и адекватного владельца бизнеса или предпринимателя. Это, если хотите, «взгляд» в будущее: забота о своем благополучии и благополучии своих близких, забота о надежности, устойчивости и дальнейшем развитии своего дела.

В статье ниже рассмотрим основные проблемы перехода бизнеса в онлайн, а также ⎯ какие преимущества и перспективы обещает этот переход.

Зачем бизнесу выходить в онлайн

Сначала немного статистики: «за первые два месяца 2021 года отечественный рынок интернет-торговли вырос на 44% (до 430 млрд.рублей) относительно аналогичного периода прошлого года» ⎯ сообщает российская Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Только налоговых поступлений пришло дополнительно на 80 млрд. рублей за 2020 год. (Заметная цифра, согласитесь). Кроме того, развитие онлайн-ритейла (розничных продаж) дало возможность получить работу более, чем 100 тысячам соотечественников в течение года.

И вообще, онлайн открывает перед бизнесом новые возможности. А именно:

  • расширение географии присутствия. В теории ⎯ безгранично. Определяющее значение имеет суть вашего предложения, ваш товар;
  • дополнительный канал продаж (, который может стать и основным);
  • круглосуточные продажи. «Поставив» дело на серьезном уровне (мультифункциональный сайт, доскональная информативность продукта, автоматизация продажи и т. д.), вы действительно можете приблизиться к этому показателю, а это ⎯ дополнительный поток денег;
  • быстрое и широкомасштабное распространение знания о компании. Это ⎯ возможность. Чтобы она стала реальностью, придется очень много поработать и многому научиться. Об этом ⎯ чуть позже;
  • укрепление имиджа компании, влияние на рост доверия и лояльности клиентов. Ценность самого продукта компании, конечно, имеет огромное значение, но приобретают его все-таки живые люди и как вы наладите человеческие взаимоотношения со своими клиентами, так и будет «жить» ваш бизнес. Онлайн тут неоценим (сайт, email-рассылки, мессенджеры, соцсети, блог⎯ задумайтесь, это же целый мир! Не будьте «буками»! Общайтесь и привлекайте людей на свою сторону!);
  • сокращение расходов. Как оперативных, так и более существенных;
  • повышение клиентского сервиса (информативность продукта/услуги, оперативность исполнения и обратной связи и т. д.).

Понятно, что, переведя, весь бизнес или его часть в онлайн-формат и используя возможности сети Internet, вы получите дополнительный поток клиентского трафика и, как следствие, дополнительный доход, а может быть и вообще изме́ните масштаб своего бизнеса.

Что мешает переходу в онлайн

Как обычно бывает, любая проблема разлагается на составляющие. Так и здесь, основные причины, мешающие переходу бизнеса в онлайн лежат в двух плоскостях: психологической и технической.

Первая связана с природными свойствами человеческой психики, в том числе:

  • с консерватизмом или нежеланием менять привычный образ и ритм жизни. Переход в онлайн (удаленная работа), перенастройка бизнес-процессов и взаимоотношений с клиентами меняет этот привычный распорядок, вызывает дискомфорт и апатию;

Загляните-ка к нам на сайт Бойлерная. Мы не только профессионалы в обучении людей технике и технологии продаж и построению отдела продаж. Мы также сможем помочь вам преодолеть негатив и предубежденность при переходе в онлайн, а также провести «ликбез» и решить технические вопросы. Смотрите наше предложение здесь. А здесь посмотрите отзывы наших клиентов. Звоните, пишите и не медлите!

  • с предвзятым отношением к удаленной работе персонала многих руководителей и владельцев бизнеса. Они считают, что домашний труд резко снизит «отдачу» работников, не говоря уж о росте показателей;
  • со страхом перемен;
  • с боязнью незнания новой среды, новых форм и методов организации бизнес-процессов, неопытностью, непринятием факта необходимости учиться и осваивать новые принципы ведения бизнеса.

Вторая, техническая:

  • с реальной или мнимой сложностью организации рабочего доступа к необходимым программам, корпоративной базе данных, налаживанию документооборота и т. д.;
  • с проблемой сохранения персональных данных и коммерческой тайны;
  • с физической невозможностью перевода бизнеса или значительной его части на дистанционный формат;
  • и т. д.

С какими трудностями сталкивается бизнес при переходе в онлайн

Все трудности, которые возникают у бизнеса в процессе перехода на онлайн-формат работы можно условно разделить на три типа:

  1. Психологические.
  2. Связанные с особенностями бизнеса.
  3. Технические.

Первые проявляются в непонимании руководством компании и владельцем бизнеса всей сложности и масштаба работы по переводу бизнеса в онлайн и необходимости привлечения для этого специализированной организации или найма профессионалов в штат: пытаются все делать своими силами. Как правило, не получается!

Кроме того:

  • не готовы перестраивать бизнес-процессы;
  • экономят на проекте;
  • не хотят долго ждать ⎯ надо быстро отдачу.

Вторые возникают при определении целевой аудитории: не всегда онлайн возможно легко определить сегмент потребителей, которых заинтересует конкретный вид товара. Или же возникают проблемы с формированием торгового предложения, которое бы заинтересовало целевую аудиторию.

Третий тип трудностей диктуется непростой технологией продвижения продукта в сети: это и реклама, и сервис, и разнообразие форм взаимодействия с потребителем, и логистика, и т. д. Все непросто. Без профи здесь не обойтись.

Распространенные ошибки

Как там у нашего великого соотечественника Александра Сергеевича: «…и опыт, сын ошибок трудных…»? Да, все честно: ошибки ⎯ естественное дело в любом начинании, зато и награда рядом ⎯ бесценный опыт. И это уже твое!

Назовем общие и характерные ошибки при переводе бизнеса в онлайн. Вот они:

  • не уделяется необходимое и должное внимание анализу целевой аудитории и конкурентам, автоматом перенося текущий опыт в новую среду с другим восприятием взаимоотношений «продавец-покупатель», другими принципами и способами подачи товара и компании, отстройки от конкурентов, сервисом и т. д.;
  • недооценивается принципиальная важность очень хорошо и качественно сделанного сайта. Согласитесь, что сайт ⎯ это как визитная карточка компании, ее лицо. И если его (сайта) дизайн, информативность, понятность или функциональность будут не на высоте, потенциальный клиент уйдет от вас. Теперь уже обязательно иметь и мобильную версию;
  • не автоматизируются по максимуму бизнес-процессы: как прямые продажи (CRM-то уж обязательна и просто необходима), так и сервисы обеспечения ⎯ бухгалтерия, сбор отчетов и аналитики, планирование ресурсов, объемов производства и продаж;
  • не используются все возможные каналы продвижения и продаж, а их онлайн предоставляет немало: это и реклама на сайтах и в поисковиках, продвижение в социальных сетях, email-рассылка, контент-маркетинг и много еще чего;
  • не продумывается качественная логистика, а возможностей сейчас много: самовывоз, транспортные компании, почта, курьеры, постаматы;

Решения и рекомендации

Дилемма «переходить или не переходить в онлайн», думается, ни у кого на сегодняшний день не вызывает каких-то особых размышлений или сомнений. Конечно переходить! Вот только как это сделать наиболее безболезненно, не сильно затратно и не потерять бизнес и наработанные позиции. Приведем ряд практических рекомендаций аналитиков, практикующих экспертов и тех, кто прошел этот путь и успешно развивается в онлайн-пространстве:

  • провести тщательный анализ своей целевой аудитории (ЦА):(география, социально-демографический «портрет», психологические и поведенческие особенности) и глубоко продумать стратегию адаптивной подстройки «подачи»своего продукта под потребности ЦА;
  • создать качественный сайт компании. Не поскупиться бюджетом и воспользоваться услугами хороших специалистов-профессионалов. Помнить, что хорошо и дешево ⎯ редкое сочетание;
  • подключить сервисы онлайн-оплаты. Их сейчас много разных (Robokassa - платежная система, ЮKassa - платежный сервис, система приема платежей от Сбербанка, платежная система QIWI и т. д.);
  • настроить и использовать все каналы продвижения продукта и самой компании (запустить контекстную рекламу на Яндекс. Директ или Google Adwords, использовать таргетинг и ретаргетинг в соцсетях, заняться SEO- продвижением, задействовать email-рассылки, контент-маркетинг и т. д.);
  • уделить самое пристальное внимание организации эффективной и удобной доставки товара потребителю. Вариантов сейчас много;
  • организовать комфортный и эффективный удаленный формат работы сотрудников. Не поскупитесь опять же (или постепенно ⎯ от простого к более эффективному) на внедрение сервисов (видео и аудиосвязь между сотрудниками - Skype, Zoom, корпоративные мессенджеры, облачные сервисы для хранения данных – Яндекс. Диск, Google Drive, сервисы автоматизации работы с клиентами (CRM), системы электронного документооборота - Диадок, Такском, и т. д.);

-2

  • и т. д.

Юридические аспекты

Да, они есть и про них надо помнить и соблюдать. Назовем некоторые:

  • проверьте, нет ли ограничений для перехода вашего бизнеса в онлайн (онлайн-торговля алкоголем и некоторыми лекарствами запрещена);
  • соблюдайте требования законодательства о рекламе. Оно есть в сети. Погуглите;
  • используйте чужую интеллектуальную собственность законно. Лучше будет получить разрешение или лицензию в случае необходимости;
  • правильно оформите все кадровые назначения удаленных сотрудников (см. № 407-ФЗ от 08.12.2020 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации…»);
  • и т. д.

Заключение

Конечно, перевод бизнеса в онлайн ⎯дело непростое и, в той или иной степени, рискованное. Однако это движение вперед, в ногу со временем. «Ковид» нас только подтолкнул и ускорил процесс.

И, потом, переход в онлайн ⎯ это новые возможности для развития. Ну это же очевидно. Не секрет также, что в бизнесе всегда выживают те, кто умеет адаптироваться. Сегодня онлайн ― это та страховка, которая поможет пережить кризисные времена и «подняться» на новые горизонты.

Не «топчитесь» на месте в нерешительности. Переводите бизнес или часть его в онлайн. Там будущее и ваше место! Семь футов под килем! Удачи!

Больше полезных статей в нашем telegram