Найти тему

Отражение в малом. История маленького дома и большого города.

«Дом начальствующего комсостава РККА. «УВО[1]. 1934».
«Дом начальствующего комсостава РККА. «УВО[1]. 1934».

Остановка называлась «Контрольная». Автобусное полукольцо, вонзенные в песок сосны, несвежая подзаборная зелень и, чуть поодаль, дом. Стандартный двухэтажный барак черный от дождей и лет с перекрученной антенной на крыше, окруженный бледной анемичной сиренью. Дом даже имел название. Прямо на нем было написано: «Дом начальствующего комсостава РККА. «УВО[1]. 1934».

[1] Начальствующий комсостав РККА – младшее и среднее командное звено Рабоче-Крестьянской Красной Армии, носители «кубарей» – от лейтенанта и выше. Молоды, несдержанны, перспективны. УВО – Уральский Военный Округ. В системе военных округов СССР с середины 30-х годов, постепенно, стал приобретать значение
основного внутреннего резервного центра кадровой подготовки Красной Армии.

Дом имел жильцов и поколения их соизмеримо соответствовали росту и гибели большой империи средних многодетных семей и маленького дома.

Жильцы первого призыва Дома РККА называли своё жильё «расположением», немедленно завели в сенях (бытовой тамбур!) тумбочку, «вертушку» и дневального, а в быту предпочитали минимализм. Неглижирование рабоче-крестьянского комсостава
буржуйскими удобствами в пользу повседневной физкультурной бодрости в 1934-м году стало решающим фактором по установлению в доме спартанского уровня комфортности и вечной атмосферы дивизионного конноспортивного праздника. Зеленые стены длинных горбатых коридоров, крашенные по «Наставлениям»
и по уровню примкнутого штыка, с тех пор и навсегда сохранили запах легкой закуски, давленых окурков, теплой браги и кирзовых ног.

После войны дом «сбалансировал» в районное милицейское ведомство, и в нем стали «давать площадь» недавним врагам народа, сумевшим где-нибудь в Ивделе или в Новой Ляле[2] вернуть себе суровую народную дружбу. Для бывших «вредителей», «морганистов» и «гегельянцев» здешний казарменный уют был даже чрезмерным и от «вертушки» решили отказаться. Зато выломали старые печи и выстроили новую кочегарку, с трофейным крупповским котлом и непомерной черной трубой, сразу приманившей к дому всех окрестных ворон.

[2] Города на севере Свердловской области, известные своими «исправительными учреждениями». Своеобразный быт, суровая природа, загадочная «публика».

Потом, конечно – иные времена и короткая эпоха безудержного веселья. Органы как раз поприжали, врагов простили и отправили опять в Москву, а дом передарили Верх-Исетскому заводу[3].

[3] ВИЗ – один из старейших металлургических заводов Свердловска-Екатеринбурга. Северо-западный район города, где расположен завод, в просторечии, так и называется – «ВИЗ».

ВИЗовские работяги – мужики с литейки, раздирщики с прокатного, грузла с транспортного, их семьи и развеселые девульки – справедливо рассудили, что «коммунизм – это молодость мира и его возводить молодым». Дом оброс косыми сараями, по весеннему субботнику посадили сирень, завод не поскупился на пивной ларек, а позже неподалеку был учрежден и пункт приема посуды. Всё как у людей. Вороны торжествовали, а вечерами местные тётки пели. Про то, что «справа кудри токаря, слева кузнеца»[4] и, про «малым-мало спалось...». Слышно было аж на «Контрольной».

[4] Кстати, говорят, любимая песня Б. Н. Ельцина

«Поколение дворников и сторожей» привлеклось к «Дому РККА» самостоятельно, уже в 80-е. Близость пива, удаленность от деканата и наличие комфортабельной кочегарки стали решающими факторами внедрения в здоровую, в общем-то, среду новых, не сидевших еще «гегельянцев», «маоистов» и упорных слушателей «Голоса Америки».

Пешеходные и автобусные экскурсии, программы для школьников - от 350 рублей

8 804 333 14 77